Если тысячу раз повторить «агрессия»…

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Архив ДД

Восточная мудрость гласит: если тысячу раз повторить слово «халва», во рту слаще не станет. Может быть, насчет халвы это и верно, но что касается политики и дипломатии, то здесь, как и в бизнесе, действуют другие законы.

Упоминание о бизнесе в названном ряду не случайно. Во-первых, потому что буквальное значение английского слова business в переводе на русский язык – просто «дело», а политика и дипломатия – такое же дело, как и любое другое занятие, в котором профессионально участвуют специалисты. А во-вторых, если рассматривать бизнес именно как коммерцию (в каковом качестве, собственно, это слово и закрепилось в русском языке), то и тогда его сравнение с другими, на первый взгляд, далекими от него по своей сути областями человеческой деятельности вполне правомочно.

Монохромное рейдерство

Наверняка многим читателям известно понятие «рейдерский захват», означающее недружественное поглощение предприятия или фирмы против воли их владельцев. Существует множество вариантов, которые условно разделяются на три категории: «белого» рейдерства, то есть осуществляемого формально в рамках закона; «серого», с применением сомнительных методов (особенно это касается моральной стороны); и «черного», с явным нарушением уголовного законодательства. И чаще всего каждому из них предшествует массированная кампания, именуемая на современном сленге «черным пиаром».

Это когда в общественное сознание посредством СМИ производится массированный вброс информации о подлежащем поглощению объекте, рисующей его в самых негативных тонах. Если речь идет о коммерческом предприятии, то запускаются слухи о близком банкротстве или, как минимум, о серьезных проблемах финансового и производственного характера. Поначалу – в виде ни к чему не обязывающих ссылок на анонимные источники, типа «как нам стало известно», или «в компетентных кругах поговаривают».

Затем, когда «деза» замечена и стала темой обсуждения, наступает следующий этап: в ход пускается «тяжелая артиллерия» в лице именитых экспертов, к которым журналисты обращаются за разъяснениями «по поводу». А поскольку ни одно предприятие, действующее в реальных, а не идеальных условиях, не может быть полностью свободным от проблем, то нарыть отрицательные примеры особого труда не составит – было бы желание. И при достаточной степени интенсивности такой обработки рано или поздно даже могучие колоссы оказываются поверженными – к вящему удовлетворению рейдеров.

Одноцветный пиар

Впрочем, речь на самом деле не о рейдерстве как таковом, и не об акулах мирового капитала под рубрикой «Их нравы». На такие ассоциации наводит сегодняшняя кампания, организованная практически во всех западных масс-медиа, по созданию образа кровожадного мирового агрессора и оккупанта в лице России, которая рвет зубами и когтями стенающую в ее безжалостных мохнатых лапах и истекающую кровью многострадальную Украину. При этом последняя, к тому же ни с того ни с сего вдруг оказывается самоотверженной защитницей последних рубежей европейской демократии вкупе с другими ценностями великой западной цивилизации. На фоне формирующегося на наших глазах монстра меркнут все прежние стереотипы, от «мирового жандарма» и «злобного русского медведя» до «империи зла».

Методика абсолютно в духе «черного пиара». С трибун разной высоты произносятся слова «агрессия», «вторжение», «оккупация», «военное вмешательство» и их синонимы – в контексте, изобилующем смелыми параллелями с гитлеровским аншлюсом, «пактом Молотова-Риббентропа» и прочими малосимпатичными примерами из давней и близкой истории. Все возражения (причем не только с российской стороны, но и из уст  спокойно мыслящих американских и европейских политиков и обозревателей) не то чтобы отметаются, а попросту игнорируются. «Российские армейские колонны тяжелой бронетехники, вторгшиеся на территорию суверенной Украины» уже прочно внедрились в массовое сознание западной аудитории, хотя объективных неопровержимых доказательств их существования так и не было предъявлено.

Вина российской стороны в гибели малазийского пассажирского лайнера в небе над Украиной также считается бесспорной, хотя недавний предварительный доклад голландской комиссии лишь констатирует факт, что причиной крушения стали «структурные разрушения, вызванные воздействием извне», а сама комиссия подчеркивает, что делать выводы о виновности кого бы то ни было преждевременно.

Кошмарим биомассу?

Было бы верхом наивности утверждать, что с российской стороны, прямо или косвенно, к украинской трагедии причастны сплошь херувимы и серафимы. А в том, что это именно трагедия, сомнений быть не может. Но и стремление повесить всех собак лишь на одну из сторон ни к чему хорошему не приведет. В конце концов, кроме цитировавшейся восточной пословицы, существует русская, похожая по форме, но прямо противоположная по смыслу: «Если тебя тысячу раз назовут свиньей, то ты захрюкаешь…». Не приведи господь, конечно!

Российская пропаганда в сложившейся ситуации тоже не вызывает восторга. Особенно шокировал многих пассаж об «украинских фашистах» в рядах нынешних киевских лидеров. Но недавно я прочитал в эстонских СМИ высказывание некоего деятеля из числа ярых сторонников действующей украинской власти. Не хочу называть его имя – не потому, что опасаюсь каких-то «санкций» с его стороны, а просто слишком много чести для него. Так вот его рассуждения о «биомассе», к которой он относит всех разделяющих официальную позицию путинского руководства, вызвали в памяти имя, которое назвать уже просто необходимо. Это печально знаменитый доктор Менгеле из концлагеря в Освенциме, для которого заключенные были лишь «подопытным материалом». Может быть, не сильно и перебарщивают российские пропагандисты?

…К рейдерству как варианту криминального бизнеса всё сказанное, естественно, имеет лишь опосредованное отношение. Хотя, с другой стороны… А почему, собственно, нет!? Вообще-то конспирологические измышления мне всегда претили, но уж очень методы схожи.

Комментарии
Copy
Наверх