Стипендию платить можно, но требовать результатов нельзя

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лучший эстонский лыжник-спринтер Пеэтер Кюммель (на первом плане) может получать от Союза лыжного спорта стипендию, но участвовать в тренировках не обязан. Выходит, что под руководством Андруса Веэрпалу он тренируется исключительно в свое удовольствие.
Лучший эстонский лыжник-спринтер Пеэтер Кюммель (на первом плане) может получать от Союза лыжного спорта стипендию, но участвовать в тренировках не обязан. Выходит, что под руководством Андруса Веэрпалу он тренируется исключительно в свое удовольствие. Фото: Маргус Ансу

«Одно время было такое впечатление, что платить спортсменам стипендию запрещено, хотя на самом деле это не совсем так», – говорит генеральный секретарь Эстонского олимпийского комитета (ЭОК) Сийм Суклес.

И в самом деле – в течение всего этого года в спортивных кругах неоднократно раздавались возмущенные голоса по поводу посягательства Налогово-таможенного департамента на спортивные стипендии, что взбудоражило весь спортивный мир Эстонии. Однако выяснилось, что спортивные союзы и некоторые клубы уже нашли путь, позволяющий и дальше оказывать спортсменам поддержку в виде стипендий.

Правила игры на самом деле просты: за работу тренера, вспомогательного персонала и спортсмена необходимо платить зарплату, а с ней и все налоги.

А вот стипендии можно выплачивать спортсменам на самосовершенствование и повышение уровня подготовки. Но чем одно отличается от другого – в значительной мере зависит от того, как толковать. Хотя именно толкование поставило индивидуальные и командные виды в неравное положение, вызвав недоумение среди спортсменов.

На домашней странице Союза лыжного спорта неделю назад было вывешено объявление, в котором союз предлагает спортсменам участвовать в конкурсе на стипендию, предназначенную для подготовки лыжников на длинные дистанции и повышение уровня достижений. По словам генерального секретаря Союза лыжного спорта Яака Маэ, подобные конкурсы объявлялись и ранее.

«Спортсмен-одиночка, тренирующийся сам по себе без определенного времени и места, где ему надо этим заниматься, а также без обязательств показывать на состязаниях некие результаты, по сути, тренируется в свое свободное время и занимается самосовершенствованием и развитием. За такую деятельность платить стипендию разрешается», – уточняет Маэ.

Союз лыжного спорта рискует

Такого же мнения придерживается и заведующая отделом налогов Налогово-таможенного департамента Эвелин Лийвамяги.

«Вышеупомянутый конкурс действительно предлагает классическую стипендию, – соглашается она. – Судя по данной информации, от стипендиата не требуют в ответ никаких результатов. Стипендия выделяется ему для его развития, и между предоставляющей и принимающей стороной не возникает трудовых отношений, при которых одна из сторон дает распоряжения и следит за их исполнением».

Судя по предложенному Лийвамяги определению, Союз лыжного спорта делает очень рискованное финансовое вложение: выигравший конкурс на стипендию спорт­с­мен может тренироваться по своему усмотрению – он не должен считаться с планами руководства сборной Эстонии, а также участвовать, например, в чемпионате мира или в Олимпийских играх. Таким образом, деньги спортсмену, по сути, предоставляются просто так, в надежде, что он, быть может, согласится по-­учас­т­вовать в соревнованиях.

Аналогичной возможностью для выплаты стипендии пользуется и Эстонский союз легкой атлетики, а также другие спортивные союзы, специализирующиеся на индивидуальных видах спорта. При этом Налогово-таможенный департамент пресек выплату стипендий вместо зарплат спортсменам, занимающимся командными видами.

На самом деле Лийвамяги оставляет шанс и командным видам, тут тоже все дело в толковании. «Если бы Эстонский бас­кетбольный союз объявил аналогичный конкурс, чтобы назначить стипендии наиболее перс­пективным баскетболистам, и стипендиат не был бы при этом связан оговоренными союзом условиями, такую стипендию тоже можно было бы платить без налогов. Таким образом, неравного подхода к разным видам спорта нет», – полагает Лийвамяги.

Сложные схемы и переговоры

Таким образом, если в договоре между спортсменом и предоставившей стипендию стороной не значится, должен ли и в каком именно объеме бас­кетболист или волейболист участвовать в тренировках, и нет дополнительных обязательств в отношении выступлений в матчах, выплата стипендии должна быть совершенно легальным шагом. Доказать, что речь идет о зарплате в скрытой форме, будет довольно сложно.

Но существуют и другие пути. В начале сентября руководство Академического спортивного клуба Тартуского университета выступило с идеей создать целевой капитал для предоставления стипендий игрокам баскетбольной команды Tartu Rock.

Руководитель бас­кетбольного дивизиона клуба Андрес Оттендер в связи с этим заявил Postimees, что было бы замечательно, если бы члены команды получали, помимо зарплаты, дополнительную финансовую поддержку еще откуда-нибудь, например, стипендию – все это позволило бы им лучше сосредоточиться на своей подготовке.

Такой поворот событий вызвал негодование сотрудников Налогово-таможенного департамента, и они с ходу пресекли инициативу тартусцев. «Создание подобных схем неприемлемо», – решительно заявил заместитель директора Налогово-таможенного департамента Эгон Веэрмяэ. После переговоров между департаментом, клубом и фондом целевого капитала схема была приведена в соответствие с законом.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх