ЕККМ — экспериментальный музей

, культурный обозреватель
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Музей современного искусства расположен в черте приморского культурного километра, так что культурная столица Таллинн 2011 без него не обойдется.
Музей современного искусства расположен в черте приморского культурного километра, так что культурная столица Таллинн 2011 без него не обойдется. Фото: Пеэтер Ланговитс

Свежее искусство живет в EKKM, а уставшее искусство прозябает в полях — примерно так можно перевести лозунг Музея сов­ременного искусства Эстонии (Eesti Kaasaegse Kunsti Muuseum — EKKM).



В последнее время в Музее современного искусства Эстонии, расположенном в Таллинне по бульвару Пыхья, 35, действительно очень оживленно. Там постоянно что-то происходит — то выставки, то праздники. А будет происходить еще больше — планы уже составлены.

Музей находится в черте приморского культурного километра, так что и культурная столица Таллинн 2011 без него никак не обойдется. Помимо прочего, в следующем году ЕККМ начнет выдавать премии Шарлотты Келер за достижения в современном искусстве.

Это музей, который изучению искусства предпочитает наслаждение искусс­т­вом, поскольку так и научная работа лучше спорится. Подробнее обо все рассказывает куратор и член совета ЕККМ Андерс Хярм.

У вашего музея очень мало информационных ссылок, позволяющих понять, о чем идет речь. Аббревиатура ЕККМ многим ни о чем не говорит.

Чтобы размещать ссылки, должна быть абсолютно легальная деятельность. А мы пока еще только работаем над этим и ведем переговоры с таллиннскими властями. А пока мы на положении сквоттеров.

Как ЕККМ появился там, где он сейчас находится, и что он из себя представляет?

В 2006 году Марко Лаймре и Неэме Кюльм занимались поисками нового ателье, и Мадис Миккор, тогдашний активист Kultuuritehas («Завод культуры»), привел их туда. В 2007 году выяснилось, что нецелесообразно использовать это здание как простое ателье и что там следовало бы организовать выставочное помещение.

Когда открылся музей Kumu и выставочный зал Эстонского художественного музея, находившийся в здании соляного склада Ротерманна, закрыли, народное искусство и современное искусство перевели в Кадриорг, а там убрали на последний этаж. Тогда-то и встал вопрос: не следует ли открыть отдельно музей сов­ременного искусства?

Вообще-то, начиная с середины 1990-х этот вопрос все время был на повестке дня. И в конце концов все было сделано в порядке инициативы снизу. Во-первых, ЕККМ — это своего рода эксперимент, попытка создать реально функционирующий музей современного искусства, а во-вторых, постоянный вопрос: что же это такое — музей?

В этом году у вас активный выставочный сезон. Две экспозиции уже были, одна открыта сейчас, еще одна на подходе. Это при том, что за предыдущие три года было организовано всего восемь выставок. В чем дело?

Мы и прежде работали активно, но, возможно, СМИ просто уделяли нам мало внимания, поскольку у нас всем заправляют главным образом студенты и очень молодые художники и кураторы.

А в этом году ЕККМ включили в программу культурной столицы, и город намерен поддерживать нас как в этом, так и в следующем году. Эта поддержка позволила нам сделать нашу деятельность более интенсивной и поднять ее на более профессиональный уровень.

До сих пор все у нас работали на добровольной основе, что позволяет подняться лишь до какого-то определенного уровня. Осенью прош­лого года мы в правлении решили, что пора выходить на следующий уровень. Именно это мы и пытаемся сделать — стать более видимыми и публичными, но не отрываясь при этом от своей корневой культуры, что для ЕККМ очень важно.

Как мне кажется, в ЕККМ в основном находит дорогу местная молодежь. Но иногда забредают и случайные прохожие, например, туристы, идущие из порта. Как они воспринимают то, что здесь происходит?

Картина примерно такая, но приходят и другие. Благодаря расположению, у нас часто бывают русскоязычные посетители. Туристы приходят. Кстати, в отличие от эстонцев, они воспринимают все очень непосредственно, подходят, расспрашивают. Но я все-таки думаю, что основную массу составляют посетители, приходящие сюда осознанно, случайных людей мало.

По мере сил мы стараемся учитывать все эти группы, чтобы наша деятельность охватывала разные сегменты общества. К слову, должен сказать, что у нас посетитель кошельком не рискует — билетная политика у нас такова, что после просмотра выставки каждый сам решает, сколько заплатить и стоит ли вообще это делать. Так что ждем всех.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх