Тартуский пионер рунета предупреждает о возрастающем контроле над интернетом в России

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Роман Лейбов.
Роман Лейбов. Фото: yle.fi

Роман Лейбов, доцент Тартуского университета и человек, в значительной мере повлиявший на развитие русскоязычного сегмента интернета, прочел в университете Хельсинки лекции о цифровых гуманитарных науках —  корреспондент YLE  Любовь Шалыгина взяла у него интервью .

– Вы стояли у истоков российского интернета, видели его зарождение. Сейчас есть ощущение, что в отношении рунета власти все туже затягивают гайки. Как, по-вашему, будет развиваться интернет в России и будет ли вообще? Возможен ли в России «китайский» вариант интернета?

– Я не то чтобы стоял у истоков российского интернета, я просто там стоял и периодически проявлял некоторую активность. Это не дает мне никаких преимуществ в угадывании будущего, поскольку сейчас мы видим перед собой просто черный ящик, полный непредсказуемых вещей. Если будет как в Китае – это еще не самый плохой вариант. Может ведь стать как в Северной Корее. Я бы не стал ничего исключать.

– В связи с последними геополитическими событиями и ситуацией на Украине все больше внимания привлекает такое явление, как сетевые тролли. Что вы можете по поводу троллинга сказать?

– У этого явления имеются две стороны. С одной стороны – прекрасно, что люди высказывают свое мнение. То, что форма высказываний такая агрессивная – это, конечно, плохо. Но не зря существует выражение "диванные войска". Пусть лучше на диване сидят, чем берут ружья и идут стрелять. С другой стороны, количество агрессии зашкаливает. Еще один аспект: троллинг – это часть государственной пропаганды. Существует достаточно свидетельств этому. Это как мусор, спам. Со спамом мы научились обращаться, существуют разные фильтры. Что-то подобное нужно придумать для блогов и соцсетей, где тролли сильнее всего раздражают.

– Существует ли какая-то разница между троллем и идейным борцом?

– Нет. В целом тролль может быть и идейным троллем. Он может быть наемным работником и получать свои деньги за идею, такое тоже бывает. В конце концов есть много людей, которым нравится их работа. Речь в обоих случаях идет об анонимных, агрессивных и навязчивых комментариях, которых очень много. К счастью, соцсети дают возможность быстро и эффективно фильтровать подобное.

– Ну и последний вопрос. Ваше истинное призвание – это интернет или все-таки филология?

– Филология, конечно. Я уже долго – страшно сказать сколько – учу детей русской литературе, и мне это нравится. А интернет… в этой сфере я делаю что-то довольно профессионально, в частности, те вещи, которые мне нравятся и которые связаны с гуманитарными цифровыми науками. Недостаточно профессионально, конечно, но я стараюсь.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх