Ике Волков: наваждение башен-близнецов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Postimees.ee

Приграничные деревни пустеют, мы же сносим в столице приличные дома и строим на их месте офисные здания – такие, как планируемое общее здание четырех министерств, пишет архитектор Ике Волков.

Двадцать второго сентября в Интернете появилась новость, проиллюстрированная внушительным эскизом традиционного офисного здания. Башни-близнецы. В нос бьет сладкий запах строительства новой недвижимости, слышатся тихие оправдания по поводу расточительства. На объявленный Riigi Kinnisvara AS (RKAS)  конкурс госпоставок на строительство общего для четырех министерств  здания поступило в срок шесть заявок, три из них вписались в предполагаемую стоимость.

В ноябре с застройщиком здания министерств предполагается заключить договор. Строительство намечено на период с 2015 по 2017 год. Общее здание позволит государству за десять лет сэкономить около семи миллионов евро.

Общее здание Министерства финансов, Министерства экономики и коммуникации, Министерства социальных дел и Министерства юстиции наряду с двумя (!) подземными этажами для парковки автомобилей планируется возвести  на таллиннском участке по ул. Суур-Амеэрика, 1 и ул. Вяйке-Амеэрика, 2.

Сейчас в распоряжении четырех министерств находится в совокупности около 20 000 квадратных метров офисных площадей, использование которых неэффективно, а энергопотребление очень велико. Имеющиеся здания в ближайшие годы потребовали бы значительных инвестиций в повышение энергетической эффективности и улучшение рабочей среды. В новом здании потребление энергии снизилось бы более чем на 40 процентов в год, и это соответствует европейским целям повышения энергетической эффективности.

До сих пор я искренне надеялся, что этот проект застройки тихо сошел на нет.  В эйфории по поводу строительства нового Дома радио звучали точно такие же аргументы, нынче уже стыдливо забытые.

Давайте вспомним, что расположенное на этом участке сегодняшнее здание Министерства финансов находится в полном порядке, не так давно в нем был сделан евроремонт. Внутреннюю структуру каркасного здания можно легко изменить по собственному желанию.

Представим на минуту, что спроектированное в 1947 году Оскаром Нимейером здание штаб-квартиры ООН было бы снесено и восстановлено примерно в том же виде, поскольку многие недовольны, мода изменилась, крыша протекает и энергетическая экономичность уже не та.

Здание Министерства финансов было построено в 1977 году, и изначально это был Вычислительный центр Госплана ЭССР.  Помимо Госплана, в том же здании располагался Институт экономического развития Эстонии, а позже и Министерство экономики. Помещения второго этажа сдавались в аренду Департаменту госимущества и Банку Эстонии.

Все они тоже размещались под одной крышей. С 1993 года в здании обосновалось Министерство финансов. На строительство здания были затрачены приобретенные за валюту строительные материалы, которые превратили этот дом в один из самых представительных офисных корпусов во всем Таллинне. Помнится, здание поддерживалось в полном порядке, его постоянно ремонтировали, меняли окна и утепляли. Именно это, возможно, и стало причиной долголетия строения.

16.06.2012 года газета Eesti Päevaleht писала: «В прошлом месяце идею сноса здания и проект (нового здания министерств) представили архитектору нынешнего строения Юло Ильвесу, который с проектом не вполне согласен. Возникли вопросы: почему вход в новое здание задуман  со стороны улицы Суур-Амеэри-

ка, охваченной более интенсивным движением, и зачем здание  вообще сносить. «Если решено снести здание, то можно и какие-то другие варианты предложить. Не обязательно копировать ту башню, которая уже есть», – отметил архитектор».

С Ильвесом согласился и Эстонский союз архитекторов, который  рекомендовал сохранить здание в его нынешнем виде и обосновал это письменно: «В лице этого здания мы имеем дело с представляющим  архитектурную ценность строением 1970-х годов, которое стилистически наглядно олицетворяет архитектурные тенденции своего времени». На фасаде располагается подлежащее охране произведение искусства – фасадная композиция Эдгара Вийеса, символизирующая прежнюю принадлежность здания.

12.09.2012 года Кадри Симсон сделала в Рийгикогу запрос: «Нынешнее здание Министерства финансов было построено в 1977 году. Сравним его с домами района Мустамяэ, строительство которых было начато в 1963 году, и не забудем, что правительство призывает владельцев мустамяэских квартир проводить реновацию домов. Не кажется ли странным, что построенное в 1977 году здание Министерства финансов реновировать бессмысленно, в то время как владельцам  квартир рекомендуется нечто совершенно иное?»

Андрус Ансип ответил: «Вероятно, у владельцев квартир имеются конкретные расчеты, которые подтверждают, что неразумно сносить многоквартирные дома, разумно, наоборот, утеплить и реновировать это жилье. Я же ознакомился с составленным Министерством экономики анализом, который утверждает, что строительство нового здания министерства более целесообразно, чем ремонт старого здания. Прежде всего распределение помещений устанавливается архитектурой нынешнего здания, и с помощью каких-то незначительных затрат привести его в соответствие с современными потребностями не представляется возможным (!).

Во-вторых, вопросы энергосбережения. Те меры, которые применяются при утеплении многоквартирных домов, чтобы получить необходимый эффект, в отношении данного здания применить нельзя (!). Я  отнюдь не считаю себя экспертом по части строительства, чтобы критиковать проведенный анализ. Я просто могу доверять Riigi Kinnisvara AS. С анализом знакомили не только меня, но и общественность. Подсчеты подтверждают, что и в финансовом отношении, и с точки зрения целесообразности использования вместо ремонта старого здания разумнее построить новое».

Звучит сомнительно. Директор по коммуникации  Riigi Kinnisvara AS Мадис Иднурм пояснил, что технические экспертизы показали: фасад здания находится в настолько плохом состоянии, что уже не отвечает требованиям сохранности (!).

Состояние несущих конструкций здания также плохое, и фундамент следует перестроить (ясно, поскольку желателен подземный гараж). Имеются и другие причины. «Например, согласно действующей детальной планировке, следует  разместить места автомобильной парковки под имеющимся зданием», – добавил Иднурм. И поскольку утвержденную детальную планировку менять не надо, то новое здание внешне останется точно таким же (это уже и вовсе абсурдно).

Ясно, что содержать правительственные учреждения в нескольких неподходящих зданиях не эффективно и накладно. Отсюда искушение спросить: а нужен ли нашему государству такой большой аппарат? Может быть, мы могли бы обойтись несколько меньшим и более современным?

Заполнявшие просторные помещения вычислительные машины сменились микроскопическими приспособлениями, но наша государственная машина все раздувается. Аренда помещений у RKAS всегда сопровождалась ростом расходов учреждений на аренду и администрирование. Почему учреждения не могут арендовать помещения на свободном рынке, почему нужно зависеть от монопольного предприятия, рассуждая при этом о рыночной экономике? Ведь современные условия исходят из  цены!

Не выгоднее ли не выбрасывать хорошую вещь, а вывести ее  на новый цикл эксплуатации, продать и приобрести себе приличное, прочное и новое инновационное здание?

У государства много свободных земельных участков. И в Таллинне тоже. Хотя с точки зрения региональной политики стоило бы  в условиях современной дигитальной эпохи  взвесить возможность рассредоточения государственных учреждений. Давайте мыслить на современном уровне.

Отделы предприятий-проектировщиков сегодня рассредоточены по всему свету, «архитектура» поступает из Эстонии, вентиляция из Индонезии, железобетон из Канады. И у всех получается!  Приграничные деревни пустеют, мы же сносим в столице приличные дома и строим на их месте такие же офисные здания.

Представлю некоторые пустующие в Таллинне земельные участки на тот случай, если обойтись без строительства никак не удастся. А списывать потраченные на проектирование миллионы нам уже не привыкать.

Улица Туйсу. Провальная и необдуманная попытка перевести здание национальной теле- и радиовещательной компании ERR в Рахумяэ. Миллионы потрачены, никто не ответил.

Колде пуйестеэ,  67а. Зарезервированный под здание министерства земельный участок, по соседству с которым было построено отделение  полиции.

 Склон Ласнамяэ в окрестностях Певческого поля. Уже в Суур-Таллиннском проекте Саариса территория, раскинувшаяся в красивом месте, была отведена для представительных правительственных зданий.

  Мустакиви теэ, 23, 25. Заброшенное здание Морской академии, вокруг которого раскинулся просторный участок земли.

Весиленнуки, 9, 12. Обширные земельные участки в окрестностях Летной гавани расположены в живописном месте.  Можно было бы привести в порядок автомобильную стоянку и подъездные дороги.

При этом становится неловко из-за того, что у нас не было средств обозначить государственную границу и очистить ее от зарослей кустарника и крапивы. Никто не удосужился об этом подумать. Может быть, мы еще как-нибудь сможем распознать в окрестностях Выру или Вастселийна перешедшего границу африканца или жителя восточных краев и поместить его в кутузку, но с зелеными человечками дело обстояло бы куда сложнее.

 Говорят, что ситуация на границе, возможно, будет меняться. По поводу остального я не могу быть столь же оптимистичным.      

Комментарии
Copy
Наверх