Психолог: обанкротившийся мужчина, разрушая семью, наказывает себя

, репортер
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Психолог Александр Пульвер.
Психолог Александр Пульвер. Фото: Sakala

Экономически обанкротившийся мужчина сам себя казнит наиболее жестоко, при этом он часто невольно уничтожает и свою семейную жизнь, – говорит психолог Александр Пульвер.

Когда мир мужчины рушится, он нередко впадает в подобие летаргии, которая для женщины тянется нестерпимо долго.

У женщин более широкий круг общения, чем у мужчин. Во всех западных культурах мужская концепция «я» более самостоятельна и автономна, нежели у женщин. Круг общения играет особенно существенную роль в кризисных ситуациях – женщины имеют возможность получать более значительную психологическую и социальную поддержку. В то же самое время мужчины стремятся выходить из ситуации самостоятельно и в одиночку, но это практически невозможно. Однако автономность и самостоятельность сопряжены с самообвинением – я сам отвечаю, и я виноват. Сам создал проблему, сам и должен ее решить.

И таким образом они оказываются в некоем замкнутом кругу?

Именно. В нашем культурном пространстве добыча денег – это больше мужская забота, а дело женщин – заниматься детьми. Если я не приношу денег больше, значит, я несостоявшийся мужчина.  

Тогда вместо того, чтобы взять себя в руки, мужчины становятся для жен довесками, утратившими веру в себя.  Для женщины же нет ничего более отвратительного, чем мужчина, который потерял уверенность в себе, независимо от поколения.

Все это, конечно, обусловлено вопросом гендерных ролей – есть Большой человек, и есть Маленький человек, разумеется, хорошо быть Большим человеком, тогда можно и Маленькому человеку дать столько, сколько возможно. И вдруг я понимаю, что уже не являюсь Большим человеком. При этом разумно было бы не стараться скрыть свой провал, а искать решение вместе с близким человеком. Однако низкая самооценка и ложный стыд зачастую не позволяют мужчинам на это пойти.

Я предупредил рассказавшего свою историю мужчину, что обращение в прессу никак не упростить ему жизнь и не поможет решить проблемы. Я сказал ему, что напишу об этом только для того, чтобы после резонанса, последовавшего за этой публикацией, он смог быстрее расстаться со своей прежней жизнью и начать новую. Мне кажется, что в ситуации кризиса мужчины как-то подсознательно движутся в том направлении, чтобы все уничтожить, – как уверенность в себе, так и семью, – чтобы достигнуть некой нулевой отметки: быть или не быть? И если будет решение быть, то начинать с нуля, может быть, даже легче.

Абсолютно верно. Это ведь наказание себя. Поскольку я такой плохой, что уничтожу все, что только можно уничтожить. Победителями же в бизнесе становятся те, кто не воспринимает деловые неудачи как трагедию, а пробуют снова.

Но в данном случае человек на 90 процентов стал инвалидом.

Выкарабкаться, значит осознать, что да, я теперь инвалид, но это еще не значит, что у меня нет своей жизни. Нет смысла оплакивать былое, ведь это очень плохой материал для сравнения. Надо просто адаптироваться к новой реальности и начать заново с тем потенциалом, который еще остался.

Является ли развод для мужчин более тяжелым испытанием, чем для женщин?

Наверное все зависит от того, как это происходит. Если мужчину бросают, это, видимо, более тяжелый вариант, чем в том случае, когда мужчина сам бросает женщину.

В ходе семейной жизни мужчина становится более зависим от жены,  в то время как женщины становятся более самостоятельными. Социальная активность мужчины снижается, зато у женщины она возрастает, когда дети взрослеют.

Мужские и женские роли в значительной степени выровнялись или выравниваются, это значит, что те, кто помоложе, способны в зависимости от пола находится в отпуске по уходу за ребенком. Вместе с тем Эстония в плане гендерных ролей довольно консервативна, отсюда и реакция: меня бросают, как же такое возможно?! Ведь я же важнее! Поэтому и удар этот для мужчины более болезненный.

Я сам знаю примеры людей, развод у которых начинался с того, что муж оставался дома в отпуске по уходу за ребенком. Женщину это просто нервирует – что он тут дома ошивается, ну и что, что готовит, ну и что, что занимается с ребенком.  Подсознательно женщина все же чувствует, что мужчина занимается чем-то не тем.

Да, он не делает того, чем должны заниматься мужчины, он не делает карьеры. Хотят люди или нет, но они все-таки исходят из определенных норм, которые определяют, что мужчины – это такие маскулинные типы, задача которых – карьера и деньги.

Женщинам нравится посещать конференции, посвященные проблемам мужского здоровья, и говорить там о том, насколько важна для благополучия семьи т.н. soft power (мягкая сила) мужчин. Но у меня возникает вопрос, насколько они все же  переваривают это в реальной жизни?

Это, конечно, опасный вопрос, ответ на него мужчинам неведом. Декларировать, что мы равноправны, это одно, но в реальной обстановке нами управляют не декларируемые принципы, а опыт.                       

Copy
Наверх