Cообщи

Владимир Путин создал бы в Донбассе новое государство

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яанус Пийрсалу.
Яанус Пийрсалу. Фото: SCANPIX

Корреспондент Postimees Яанус Пийрсалу встретился в Москве с известным российским писателем и политическим деятелем Александром Прохановым, активно поддерживающим идею создания государства Новороссия.

Официально на Востоке Украины действует перемирие. Как в России относятся к идее т.н. Новороссии (НР)?

Эта идея до конца еще не сформировалась. В России к ней относятся по-разному.

Какие есть варианты?

Патриотическая часть общества, включая меня, хотела бы видеть Новороссию независимым государством, в состав которого войдут города, которые исконно связаны с этой геополитической единицей (Проханов имеет в виду территорию, которая в царской России в 1764-1873 годах называлась Новороссией – Я.П.): Николаев, Одесса, Запорожье, Харьков, Донецк, Луганск и т.д. По своей идеологии это государство должно быть близко России.

Это было бы единственное русское государство на территории Евразии, т.к. Россия не является русским государством. Но не в узком национальном смысле – только для русских, а в том смысле, как слово «русский» понимал, например, Достоевский. Это значит, что идеология НР должна быть открыта всему миру и сменить либеральную, вымирающую западную идеологию.

А другие варианты?

Другой взгляд выражается в том, что государство НР должно быть, но не обязательно включать все города, которые я назвал. Достаточно тех, которые уже сейчас в него входят: Донецк и Луганск, кроме того, НР будет иметь выход к морю и располагать отличными черноземными территориями. Можно остановиться и на этом, но это уже будет серьезным препятствием на пути присоединения Украины к НАТО. Третий – это приднестровский вариант (Приднестровская Республика де-юре принадлежит Молдове, но де-факто Молдова не контролирует ее – Я.П.). Новороссия могла бы входить в состав Украины, но, по сути, оставаться независимым государством, быть своего рода буферным государством между Россией и Украиной.

Какие еще есть перспективы у Новороссии?  

Четвертый вариант состоит в том, что Украина должна стать федеративным государством, и НР станет членом федерации. В России этот вариант имеет широкую поддержку. Но существует еще и довольно распространенный взгляд, практически сов­падающий с идеей [президента Украины] Петра Порошенко о том, что Донбасс и Луганск должны быть частью единой и неделимой Украины с предоставлением некоторых особых привилегий в основном на уровне местного самоуправления.

Какой вариант пользуется сейчас наибольшей поддержкой Кремля?

Кремлевские политики поддерживают разные варианты. Мне кажется, что Владимир Путин поддерживает НР в ее нынешних границах (второй вариант – Я.П.). Недавно он посетил церковь, поставил свечи и несколько раз повторил: «Новороссия». (10 сентяб­ря Владимир Путин посетил православный храм и поставил свечи за «тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии». До этого Путин избегал употреблять название Новороссия, лишь один раз весной использовал его в общении с народом. С конца августа он неоднократно использовал это название – Я.П.) Значит, он признает НР, как факт.

Почему же в нынешних границах и почему у Кремля такой маленький аппетит?

В нынешних границах потому, что, по сути, Путин является одним из авторов мирного плана.

На ваш взгляд, какой вариант наиболее вероятен?

Я, конечно, поддерживаю первый вариант!

Но сейчас это нереально!

Вы согласны со мной, что еще зимой присоединение Крыма к России казалось нереальным?

С вами не поспоришь.

А 25 лет назад распад СССР казался реальным? История развивается стремительно!

Точно так же стремительно она может развиваться в другом направлении, и через год сместить Путина с должности.

Конечно, может! И его место может занять, к примеру, Борис Немцов, или мы отдадим американцам все ядерное вооружение. А может быть и так, что Путин станет товарищем Сталиным, и я буду брать у вас интервью в Таллинне. Возможно, вы будете безработный, и я предложу вам работу как пророссийски настроенному журналисту. (Смеется.)

Вы общаетесь со многими людьми, которые воевали и воюют за Новороссию. Как они относятся к тому, что в военном плане Россия не пришла им на помощь, не введя официально войска? Кое-кто открыто заявляет, что «Кремль предал нас».

Вполне возможно, что часть из них думает именно так. Большинство все же понимает, что Кремль не предал их и что Россия постоянно оказывает помощь.

Вы имеете в виду гуманитарную, финансовую и военную помощь?

Любую! Последнее наступление было совершено с помощью РФ.

С военной помощью?

В любом случае в нем участвовали и российские военнослужащие, якобы находившиеся в отпуске. Как бы там ни было, там были специалисты. Те полевые командиры, на вооружении которых находятся ракетные системы и портативные противовоздушные системы, понимают, что Россия помогает. Политики НР постоянно бывают в Москве, встречаются с российскими политиками. Так что Россия оказывает большую поддержку. Политики НР не чувствуют никакого предательства.

Еще до интервью вы говорили о том, что, по вашим данным, за время, пока продолжается конфликт на Востоке Украины, в вой­сках НР воевали не менее 10 000 добровольцев из России. Очень много людей обрели опыт вооруженной борьбы. Не могут ли эти люди стать в будущем проблемой для Кремля и Путина?

Какой проблемой?

Попросту говоря, они имеют опыт, как можно чего-то добиться с помощью оружия.

Я не знаю… Те, кто были в отпус­ке, вернулись в свои воинские части и продолжают служить.

А как же российские левые и правые радикалы, которых там, как говорят, было пруд пруди?

На самом деле их там было совсем немного. По возвращении в Россию у них на границе отбирают оружие. В этом смысле на российской границе строгий контроль. Так что я не думаю, что они станут для России проблемой.

Что может стать проблемой для Кремля?

Присоединение Украины к НАТО. Это будет очень большой проблемой.

Взять, например, Гиркина-Стрелкова (самый известный лидер НР – Я.П.), с которым вы хорошо знакомы. Он и вправду совсем не чувствует обиды?

Он обижен на Суркова (бывший идеолог Кремля, ныне советник Путина по делам Украины – Я.П.), и на многих других. Уверен, что определенные круги подогревают его обиды.

Что это за круги?

Те, что хотели бы сделать из него нового национального героя России.

А точнее? Это всевозможные националистические движения?

Да, в России много таких движений. Они все время пытаются объединиться и создать свои партии, но безуспешно, так как нет сильных лидеров. А тут, нате вам, появляется человек, прошедший войну, да к тому же еще обиженный! Из него пытаются сейчас сделать протестного лидера, но, думаю, из этого ничего не выйдет.

Запад надеется, что санкции повлияют на российскую элиту. Как долго российская элита будет терпеть Путина или наоборот, как долго Путин будет терпеть ее?

Хороший вопрос! Я читал в «Шпигеле» заключение о секретном докладе внешней разведки Германии. Они думают, что в России уже созрел заговор против Путина, в котором участвуют олигархи и приближенные к Путину лица, обладающие исполнительной властью. Мне кажется, что это близко к истине.

Параллельно с этим на Западе идет последовательная демонизация Путина. Это серьезный знак. Путин пользуется огромной всенародной поддержкой, он всегда может обратиться к народу, если возникнет серьезная опасность и по какой-то причине он не сможет задействовать особые меры.

Для чего мог бы использовать Путин свою безумную популярность у народа в России?

Сейчас в России очень серьезная экономическая ситуация, Путин вынужден заниматься масштабной модернизацией страны. Для этого нужна новая элита. Если на Россию будет оказываться слишком сильное внешнее воздействие, то стратегическая модернизация будет осуществляться, очевидно, в условиях мобилизационной экономики. А это значит, что к власти будет допускаться все меньше и меньше либералов.

Александр Проханов (76)

Десятилетиями был известен, как публицист, придерживающийся левых взглядов и издававший газету «Завтра». Он и сейчас является главным редактором газеты «Завтра», тираж которой составляет 60 000-70 000 экземпляров, но после прихода Путина к власти его взгляды стали более имперскими и, следовательно, прокремлевскими.

Ключевые слова

Наверх