Власть № 4. Все меньшинства равны, но некоторые – равнее

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Кюллике Роовяли

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали Закон о сожительстве, Ансипа и Сависаара, но и о русском языке не забывали.

Любо-дорого читать в LP Eesti Päevaleht интервью с Кайдо Хёэвельсоном, он же Баруто, ранее сумоист, а ныне владелец племенного хозяйства. Семья Кайдо подает пример того, как стоило бы решать языковые проблемы: «В Японии я говорил попеременно на трех языках – русском, эстонском и японском... Дома мы с Еленой (русская супруга Кайдо – прим. Н.К.) тоже говорим на трех языках. Елена хорошо владеет эстонским, но немного стесняется. И я говорю не только по-эстонски. Иногда переключаюсь с одного языка на другой, потому что мне лень объяснять какое-то слово». На каком языке лучше всего выражать чувства? «На русском. Для меня это самый красивый и чувственный язык. Хотя предложение Елене я сделал на эстонском...»

Гей, эстоне!

Увы, мир и благодать, которыми веет от интервью Баруто, резко контрастировали с главной темой недели – боевыми плясками вокруг Закона о сожительстве. Его сторонники говорили, что принятие закона сделает общество более терпимым, противники, наоборот, грозили карами небесными за узаконивание разврата и намекали на руку – нет, не Кремля, но «вашингтонского обкома»: США-де оказывают Эстонии военную помощь в обмен на принятие закона. Либералам СМИ давали слово явно чаще, чем консерваторам. Если не считать ряда интервью с идеологом противников «гомозакона» Варро Вооглайда, нетолерантные точки зрения освещал портал Delfi, где консультант по коммуникации Юри Эстам просветил нас насчет того, как обстоят дела с гомосексуализмом у индейцев, а член Свободной партии Юри Адамс назвал парламент «лицемерным цирком, причем небесплатным».

Eesti Päevaleht призвал на защиту закона экспертов: детский психиатр Юри Мянник (шведский эстонец) рассказал о том, что к гомосексуалистам нужно быть терпимее, адвокат Свен Вельтманн – о том, что закон полезен не только однополым парам. Портал Postimees опубликовал открытое письмо Варро Вооглайду актера театра NO99 Ристо Кюбара. Тот, будучи геем, спрашивает: кабы я сказал о своей ориентации на вступительных экзаменах в Образовательную коллегию Ваналинна (ее директриса Керсти Нигесен – мать Варро), меня бы туда приняли? «Это вопрос тебе. И твоим отцу и матери. И религии в стенах вашего дома». Отец Варро, социолог Юло Вооглайд, поддерживает сына (см. его мнение трехлетней давности «Педерасты – малая часть айсберга»). А вот спортивного репортера Postimees Мариэль Грегор дискуссия побудила «выйти из шкафа»: она призналась, что несколько лет жила с партнершей того же пола, воспитывала двух ее детей – и ничего страшного вроде не произошло.

Гражданин Рейн Рауд опубликовал в EPL мнение «Ненависть как противоположность свободы» о том, что истерия вокруг гомосексуализма – это лишь начало: склонным к ней людям всегда нужно будет кого-то ненавидеть. Журналист и писатель Андрей Хвостов считает в Eesti Ekspress, что происходящее хоронит миф об эстонской терпимости, а также о том, что эстонцы – северный народ («В Молдавии, Грузии и на Украине говорят, мол, в этой вашей Европе любят гомиков, а мы что, тоже должны?.. Эстонцы куда ближе к молдаванам, чем к финнам»). Лучше бы Варро Вооглайд боролся с бедностью, пишет Хвостов, – она угрожает традиционной семье пуще любых геев. И так далее, и так далее...

Локомотив нетолерантности

Не обошлось и без национального аспекта. О нетерпимости к геям в РФ не написал лишь ленивый, а в Postimees профессор Тартуского университета Ану Реало ставит вопрос ребром: «К миру каких ценностей мы желаем принадлежать?.. Излишне оптимистично надеяться на то, что ценности жителей Эстонии (особенно неэстонцев) со временем изменятся, а терпимость в отношении меньшинств возрастет сама по себе».

Слышите, неэстонцы? Вы все равно хуже! Заметьте, какая штука: де-факто Реало говорит, что неэстонцы более нетерпимы к сексуальным меньшинствам, чем эстонцы, но как-то забывает упомянуть о нетерпимости эстонцев к меньшинствам национальным, то есть к тем же неэстонцам. Чудесно, не правда ли? Другая профессор ТУ, Марью Лауристин, заявила ERR, что в нетолерантности эстонцев к однополой любви виновата... советская оккупация. Это притом, что против Закона о сожительстве голосовала почти в полном составе фракция IRL, симпатий к оккупации не питающая – наоборот, в IRL собрались сплошные патриоты независимой Эстонии. И, кстати, когда и от кого Варро Вооглайд – 1980 года рождения – успел подцепить бациллу советских ценностей? Впрочем, пинать дохлого льва всегда приятно. 23 года уже пинаем. Очень выгодный оказался лев: что ни случится – во всем он виноват.

Забавнее всего читать колонки вроде «Меньшинство нуждается в защите» (Eesti Päevaleht): «Демократия, которая зиждется только на настрое большинства, а не на уважении к правам человека, слишком напоминает диктатуру большинства...» Ну да, ну да. Это все очень благородно, но давайте теперь устроим такую же кампанию защиты русского меньшинства. А? И пусть эстонские СМИ запестрят экспертными мнениями о том, как нехорошо лишать русских детей права учиться на русском хотя бы в школе. Пусть актеры пишут открытые письма, профессора твердят о том, как нехорошо ненавидеть, политики расскажут о своих русских друзьях. Пусть кое-кто выйдет из шкафа и признается, что он и сам русский, точнее, бисекс... простите, двуязычный, просто молчал об этом все годы независимости, чтобы коллеги его не порицали. Меньшинство ведь нуждается в защите. Или русские – это какое-то неправильное меньшинство?

Плохой хороший вождь

На фоне битвы гомофобов с гомофилами прочие события удостаивались разве что небольшого комментария. Например, предложение центриста Юри Ратаса выдвинуть от партии кандидатом в премьер-министры Кадри Симсон, а не Эдгара Сависаара.

«С Сависааром не победишь. Довольно?» – так назвали колонку редакторы Eesti Päevaleht, имея в виду центристские лозунги вроде «Довольно повышения цен!». «Сависаар – самый ценный актив центристов в муниципальной политике, – отмечает газета. – Если здоровье не подведет, он может сыграть главную роль в этом спектакле и на выборах 2017 года... Но в парламенте центристская фракция, в которой сначала было 26 депутатов, уменьшилась до 20 человек – явный признак того, что Сависаар слаб как глава партии». По мнению EPL, выдвижение Кадри Симсон центристам не поможет: «Если Сависаар не уйдет из политики, на выборах его тень будет витать над Симсон и Ратасом, и для многих этого будет достаточно, чтобы за них не голосовать. Если Сависаар неожиданно уйдет в отставку, центристы потеряют тысячи голосов его обожателей. Но когда-то и с чего-то Сависаар должен будет начать передачу власти, если он хочет, чтобы его партия осталась на политической арене».

Õhtuleht настроен куда оптимистичнее: «Другие партии исключали сотрудничество именно с Сависааром. Вождь центристов мог бы остаться правителем своего любимого Таллинна, а Симсон вывела бы партию из изоляции на Тоомпеа... Станут возможны коалиции, отличные от тех, к которым мы привыкли. Если этот маневр позволит центристам вернуться в правительство, позиция Сависаара лишь укрепится, невзирая на то, что сам он кандидатом в премьер-министры не станет. Подумайте: привести партию к власти не только в Таллинне, но и во всей стране – на это способен только умелый руководитель!» И для тех, кто думает об уходе из партии, это мощный сигнал: «И будучи центристом, можно сделать политическую карьеру». Кажется, Сависаар опять всех обхитрил, да?..

Комментарии
Copy
Наверх