Российский подводник: это игры вокруг военного бюджета

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Капитан первого ранга в отставке Игорь Курдин считает, что российским подлодкам у берегов Швеции делать нечего.
Капитан первого ранга в отставке Игорь Курдин считает, что российским подлодкам у берегов Швеции делать нечего. Фото: Частный архив

Специалист уверен, что русской подлодки у берегов Швеции нет и никогда не было.

Потомственный моряк, капитан первого ранга в отставке Игорь Курдин служил с 1975 по 1994 год на атомных ракетных подводных крейсерах стратегического назначения (РПК СН) Северного флота – сначала командиром группы, затем командиром ракетной боевой части, помощником командира, старшим помощником, а с 1988 года – командиром РПК СН проектов «Навага» и «Дельфин». За плечами у Игоря Кирилловича 15 боевых служб – дальних походов. Сейчас Игорь Курдин возглавляет Совет Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников и является одним из признанных экспертов в своей области. По просьбе «Postimees на русском языке» корреспондент ERR Антон Алексеев узнал мнение Игоря Курдина о ситуации вокруг «потерявшейся» несколько дней назад в Стокгольмском архипелаге подводной лодки.

Игорь Кириллович, почему вообще так долго ищут эту неизвестную лодку? Или в том районе Балтики есть какие-то особые возможности, чтобы спрятать подлодку так, что ее несколько дней не могут обнаружить?

Значит, первое. Напоминаю слова Конфуция: «Тяжело искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».

То есть, вы исключаете саму возможность того, что российская подводная лодка тайно зашла в территориальные воды Швеции?

Никакого ни военного, ни политического смысла проникать в территориальные воды Швеции или какой-либо другой страны для наших подвод­ных лодок нет. Вся эта история возникла из-за 1981 года. Тогда действительно имел место инцидент, когда из-за грубой навигационной ошибки экипажа советская подводная лодка С-363 зашла в территориальные воды Швеции и села на мель возле главной базы ВМФ Швеции.

Еще раз подчеркиваю –  из-за грубой навигационной ошибки, и виноват в ней тогда был экипаж. Но после этого с завидным постоянством, всегда примерно в это же время года возникает тема «Русские идут!», точнее «Русские плывут!». А связно это с тем, что шведский парламент как раз в это время года обсуждает вопросы военного бюджета.  И в 80-90-х годах, во время холодной войны, такая тема имела успех – русские плывут, и значит надо увеличивать ассигнования на оборону и конкретно на противолодочную оборону. И это проходило.

А какие-то еще доказательства присутствия советских лодок представлялись?

В том-то и дело, что ни разу не были представлены факты и реальные доказательства того, что это действительно советские подводные лодки. Потом все фото- и видеоматериалы показывали, что это был или косяк рыбы, или стая нерп, или старые затонувшие рыбацкие сети. Вот у вас сейчас в Эстонии находится голландская подводная лодка (подводная лодка Bruinvins, принимавшая участие в совместных со шведами учениях, в выходные останавливалась в порту Таллинна, но, по имеющимся данным, в воскресенье уплыла домой – прим. ред.), фотографию которой шведы представили как доказательство так называемой «подводной активности». И если посмотреть на фотографии – впрочем, шведы это и сами признали, – эта лодка участвовала в совместных учениях с ВМС Швеции. Но шведы говорят, что они имеют в виду нечто иное, а не эту лодку. Но тогда возникает вопрос: что именно подразумевают шведские официальные лица, когда говорят о некой «подводной активности»? На мой взгляд, там никого быть не может – ну, кроме «Летучего голландца».

Тем не менее в первые дни этой истории появлялись даже предположения, что таинственная лодка, которую обнаружили и ищут шведы, – это флагман российского подводного флота «Дмитрий Донской»...

Вы можете посмотреть в интернете такой сайт – http://www.deepstorm.ru/ – «Штурм глубины».  Он сугубо технический. Там можно найти данные о лодке 941-го проекта. И тогда вы увидите, что тяжелый ракетный атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» имеет водоизмещение 48 000 тонн. И базируется он на Северном флоте. И при всем желании он не мог обойти вокруг Скандинавии и зай­ти в Балтийское море незамеченным, даже если такое предположить, – это первое. А второе: Балтийское море – это безъядерное море, и там не присутствуют ни наши, ни какие-либо другие атомные подводные лодки. А 48 000 тонн незаметно провести на Балтику и незаметно направить их почти что в гавань Стокгольма – это вообще бред в квадрате.

А версия о том, что подвод­ная лодка могла охранять, например, газопровод «Норд Стрим», идущий по дну Балтийского моря, вам не кажется правдоподобной?

И что они там делают? Плывут вдоль трубопровода и смотрят, как он себя чувствует? Извините, это из области ненаучной фантастики.

Значит, российских лодок вообще сейчас нет в том районе?

Все наши российские подвод­ные лодки, которых, к сожалению, не так много на Балтике, находятся в местах своего базирования. Две подводные лодки находятся в Кронштадте, а две новостроящиеся подводные лодки можно увидеть у достроечной стенки Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге. Их может увидеть любой, кто придет на набережную. Они проходят швартовые испытания. На ходовые испытания эти лодки еще не выходили.

А насколько вероятно, что с этой таинственной российской подлодкой что-то случилось, но она не просит о помощи?

Я не могу себе представить в современной жизни ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие (и, по данным шведов, уже несколько дней), а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть.

С «Курском» в свое время получилось именно так...

Мы говорили об этом – что мы тогда приняли помощь, но только когда спасать было уже некого. И нас услышали. Посмотрите в Интернете: через несколько лет после аварии «Курска» на тихо­океанском флоте потерпел аварию батискаф АС-28. И тогда помощь британских ВМС была принята сразу, и самолетом из Великобритании на Тихий океан был доставлен спасательный аппарат, который и спас этот батискаф. И все остались живы. Так что наше руководство, слава богу, сделало правильные выводы из аварии «Курска»: в мирное время следует немедленно принимать помощь вне зависимости от того, кем она предложена – нашими союзниками или НАТО.

Вы возглавляете Санкт-Пе­тербургский клуб моряков-подвод­ников, но поддерживаете отношения и с зарубежными коллегами. Что они думают обо всей этой истории?

 Я, услышав эту новость, написал своим шведским коллегам – таким же подводникам в прошлом, как и я. И получил очень короткий ответ: «Игорь, очень хорошо, что я ушел в отставку и не имею к этому бреду никакого отношения, а наблюдаю за этим только на экране телевизора». Есть у нас такая организация подводников, мы каждый год собираемся в одной из тех стран, которые имеют подводные лодки. Там все нормальные, среди подводников сумасшедших людей нет. И мы относимся друг к другу как профессионалы – несмотря на то, что мы были противниками в холодной войне. Подчеркиваю: противниками – но не врагами.

Сейчас в России высказывают предположение, что цель всей этой истории – мягко подтолкнуть нейтральную Швецию ко вступлению в НАТО...

Да, это вполне может быть, потому что вы сами от русских не отобьетесь. И я у себя в Facebook, когда опубликовали вот эту новость, задал вопрос – неужели мы опять возвращаемся к холодной войне? И мне один человек ответил в комментарии: «Мы – это не правительство. Правительство и подводники – это две разные категории».

А вообще не секрет, что международная обстановка сейчас весьма и весьма напряженная, в том числе и на Балтийском море. И, например, наши только что построенные фрегаты сейчас проводят испытания, учения, отрабатывают экипажи на Балтике, и полностью контролируют Балтийское море. И я не могу себе представить, что наши корабли и спасатели не оказывали бы помощь нашей терпящей бедствие подводной лодке. 

Комментарии
Copy
Наверх