Cообщи

Телезрители к радости Кремля ушли в Интернет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Журналист Олег Кашин.
Журналист Олег Кашин. Фото: Scanpix/ITAR-TASS

В течение многих лет СМИ интересовали Кремль только в виде контроля над телевидением. Зимой 2011/12, после акций протеста в Москве, Кремль понял, что нужно взять под контроль и Интернет. Для этого Кремль начал шантажировать владельцев интернет-изданий, закрывать популярные порталы и блоги, а также возглавил тысячи проплаченных комментаторов. Насколько удачной оказалась массированная атака на интернет-пользователей в России?

Один из самых известных в России интернет-основателей, человек, который участвовал в создании известных новостных порталов, таких как Lenta.ru, Gazeta.ru и Newsru.com, Антон Носик утверждает, что, несмотря на то, что власти весьма сильно увеличили свою пропагандистскую деятельность в Интернете, своей основной цели они все же не достигли – влияние конкретных авторов, изданий и блогов, а также сама аудитория от этого не уменьшились.

Оппозицию контролируют

«Я не вижу такого процесса, чтобы до сих пор в целом оппозиционно настроенное интернет-сообщество в России вдруг стало как-то более положительно настроено по отношению к властям, – сказал Носик в интервью Postimees. – Те, кто критиковал власть, продолжают ее критиковать. Да, мы видим рост политического спама и троллинга, но я не согласен с тем, что этим они достигли какого-то заметного успеха».

С Носиком спорит известный в России журналист Олег Кашин, который хорошо знаком с механизмом редактирования «Рунета» и постоянно отслеживает эту тему. Кремль, по словам Кашина, в последние годы здорово напрягся, чтобы купить лояльность интернет-аудитории. «Сегодня можно сказать, что такого свободного интернет-пространства, которое было три года назад, в России уже нет, – сказал Кашин изданию. – Осталось только взять под контроль или как-то блокировать  Twitter и Facebook, и все, добро пожаловать в Китай!» Пользователей Facebook в России 20 миллионов.

Основательно исследовавший произошедшие в «Рунете» изменения специалист по Интернету и гражданскому обществу, руководитель находящегося в Екатеринбурге Института модернизации общественных связей Федор Крашенинников говорит, что он в целом согласен с Кашиным. В результате его исследований выяснилось, что если еще до 2010-2012 годов в «Рунете» доминировали антивластные настроения, то теперь они стали более лояльными, а оппозиция в данный момент уже полностью утратила свое влияние в Интернете.

Кроме прямого насильственного влияния Кремля для изменения ситуации в Рунете, по мнению Крашенинникова, важной причиной произошедшего стало и то, что к аудитории «Рунета» в последние годы примкнули и вчерашние телезрители. А это крайне лояльные Кремлю люди.

«В последние годы доступ к Интернету в России действительно стал массовым, и теперь тут есть и те слои общества, которые еще три года назад ничего не слышали о социальных сетях. Эти люди принесли в интернет-пространство свое представление о мире, жизни и о том, кому нужно верить, – говорит эксперт из Екатеринбурга, города, находящегося в самом сердце России. – Они привыкли верить всему, что говорят власти, а потому добровольно распространяют в Интернете те слова, которые в их головы вложило государство, они уже отравлены пропагандой через традиционные СМИ».

Антон Носик тоже обратил внимание на тот феномен, что в Интернете появились тысячи новых людей, которые ранее не выступали открыто, а теперь начали комментировать и критиковать людей, думающих в противовес основной линии Кремля. «Если посмотреть на активность такой критики, то становится ясно, что оппозиция из Интернета никуда не пропала», – отметил он.

Крашенинников согласен с Носиком в том, что оппозиционно мыслящие люди никуда из «Рунета» не исчезли, просто их доля резко снизилась в результате появления людей, позитивно относящихся к властям.

Результат налицо

«С другой стороны, я вынужден констатировать раскол аудитории. Если постоянно запрещать какие-то новостные сайты или препятствовать доступу к ним, то в конце концов это неизбежно приведет к потере части аудитории, – говорит Крашенинников. – Ну и, конечно же, нужно учитывать общий информационный фон России – многие на самом деле стали более лояльно относиться к властям, и в этом смысле старания властей не остались без результата».

Для насаждения своего мнения в «Рунете» Кремль использовал те же методы, как и при захвате телевидения или при изменении тона газет. Когда-то был флагман русской свободной журналистики, телеканал «НТВ», сегодня Кремль превратил его в самый жуткий пропагандистский канал. То же самое несколько лет назад произошло со многими крупными газетами. Самыми характерными примерами могут служить «Известия» и «Коммерсант», которые, находясь в руках новых, лояльных Кремлю владельцев, стали очень преданными властям.

Точно по такой же схеме работает Кремль и с интернет-прессой. Под давлением Кремля блокируется доступ ко внутрироссийским сайтам (к примеру, Grani.ru) или новостные порталы меняют владельцев (к примеру, ridus.ru), или Кремль заставляет действующего владельца уволить всю независимую редакцию, после чего новая, «правильно мыслящая» редакция начинает производить новости с нужной тональностью.

Самым тяжелым случаем из последних примеров был портал Lenta.ru, который еще весной был одним из самых читаемых новостных порталов России. Это была очень независимая редакция, владелец которой, известный до тех пор весьма либеральными взглядами миллиардер Александр Мамут, в пиковый для кремлевских событий период просто распустил сотрудников и набрал на их места новых людей.

«Мамуту дали понять из Кремля, что политика редакции Lenta.ru угрожает его другим бизнесам в России, и поэтому он распустил редакцию», – объяснил Антон Носик.

Теперь под ударом очень популярные новостные порталы vedomosti.ru и forbes.ru, которые входят в одноименные медиаиздания. Причиной стало то, что российский закон заставляет иностранных собственников продавать свои доли или закрывать бизнес.

«У государства сегодня есть в России все средства, чтобы уничтожить все равно чей и все равно какой бизнес. Нужно понимать, что реальная ситуация в этой области в России намного хуже, чем это кажется со стороны», – говорит Федор Крашенинников.

Делай, что скажут

Президент России Путин позволяет сильно давить на тех предпринимателей, которые согласны финансировать все равно какую оппозиционную деятельность или направленные против власти проекты. Каждый богатый человек в России, которого Кремль подозревает в нелояльности, получает настойчивое пожелание: ты будешь делать то, что хочет Кремль, или у тебя просто все отнимут.

«К сожалению, живя в России, с этим невозможно бороться, – считает Крашенинников. – Vkontakte (русскоязычная социальная сеть, которая в России успешно конкурирует с Facebook – Я.П.) была вынуждена все отдать и уйти. Если бы Мамут не услышал приказа, то у него возникли бы серьезные проблемы. Так просто и печально все и есть».

Поздравляющая Путина промышленность

Если Олег Кашин говорит о покупке лояльности интернет-аудитории, то это нужно понимать буквально: в России действует целая промышленность, которая за деньги публикует поддерживающие власти комментарии в социальных сетях, популярных блогах и на новостных порталах.

Эта отрасль началась с того, что Кремль начал покупать популярных блогеров, которые за хорошую плату пишут нужные тексты. После этого Кремль запустил специальных роботов, которые дублировали один и тот же текст для того, чтобы ключевые слова попали во все популярные интернет-тексты.

«К примеру, в связи с недавним днем рождения президента России Владимира Путина многие обратили внимание на то, что тысячи пользователей вдруг стали поздравлять Путина одними и теми же словами», – привел Кашин курьезный пример.

Ту же работу, что и роботы, в России делают и люди из костей и мяса, единственной задачей которых является писать во всех возможных интернет-каналах одобряющие власти комментарии.

В течение долгого времени в российской прессе считали, что это так называемые интернет-активисты, которые живут по всей стране, пока флагман расследовательской журналистики «Новая Газета» не написала, что этим занимаются фирмы, где работают такие «люди-роботы», каждодневной задачей которых является трансляция одобрительных комментариев.

К примеру, одна из таких известных контор находится рядом с Петербургом в Ольгино и, по данным «Новой газеты», ее возглавляет близкий Путину предприниматель Евгений Пригожин, который в числе прочего руководит такой важной для Кремля вещью, как питание.

Общественности показали переписку по электронной почте, и на основании проведенного журналистского расследования можно утверждать, что работающие с полной нагрузкой люди получают по тысяче долларов в месяц и их норма – сто комментариев в день. Я.П.

Наверх