«Золотая Маска в Эстонии»: торжество режиссуры

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сцена из спектакля Деклана Доннеллана «Мера за меру»: герцог в рясе монаха (Александр Арсентьев) говорит с невестой Клавдио (Анастасия Лебедева) в присутствии тюремщика (Александр Матросов).
Сцена из спектакля Деклана Доннеллана «Мера за меру»: герцог в рясе монаха (Александр Арсентьев) говорит с невестой Клавдио (Анастасия Лебедева) в присутствии тюремщика (Александр Матросов). Фото: архив «Золотой Маски в Эстонии»

С 10 по 17 октября в Таллинне, Тарту и Силламяэ прошел 10-й, юбилейный, фестиваль «Золотая Маска в Эстонии», представивший нашей публике лучшие театральные постановки России, пишет еженедельник "День за Днем".

Белинский как-то назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (Театр им. Вахтангова), открывший фестиваль, стремится к тому, чтобы стать если не энциклопедией всей русской жизни, то антологией засевшей в генах ностальгии по России, которую мы потеряли, удивительно точным театральным переложением легкой, летящей интонации пушкинского романа в стихах – и блистательным парадом туминасовской режиссуры.

Непринужденная болтовня и горькое осознание утраты себя, молодого и непосредственного, – с этого осознания начинается первый монолог постаревшего Онегина (Алексей Гуськов): «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...» – это словно прошлое и настоящее для трех постаревших героев: самого Евгения, двойника убитого Ленского (Олег Макаров) и отставного Гусара (Владимир Симонов).

Постаревшие герои помещены в правый угол сцены, к сооружению, напоминающему изразцовую печь. Как видно, она – один из вещественных символов России. Пространство Туминаса – это всегда сценография Адомаса Яцовскиса и музыка Фаустаса Латенаса: режиссер, художник и композитор настроены на одну волну – и отсюда рождается магия. Россия для них – бескрайняя равнина, над которой гуляет снежная поземка. Громадное зеркало удваивает пространство сцены, все происходящее видно в увеличенном масштабе и в туманной дымке – как видится в нашей памяти дорогое прошлое...

Об этом спектакле можно говорить бесконечно, но вот что важно: Туминас вернул первоначальный образ юной Татьяне, которую трогательно сыграла изящная и хрупкая Ольга Лерман. Гениальная музыка Чайковского навязала нам уверенность в том, что в письме Татьяны заключена страсть взрослой женщины. Здесь Татьяна – молоденькая девочка, инфантильная и наивная, готовая спрятаться под кровать, – и Онегин так и понимает ее признание: девица начиталась Ричардсона и бог знает что себе навоображала; воспользоваться ее доверчивостью и связать с ней жизнь, еще не зная, что из этого выйдет (скорее всего, ничего хорошего), было бы неблагородно...

Читайте статью о фестивале "Золотая Маска в Эстонии" в еженедельнике «День за Днем» от 25 октября. Подписаться на газету можно по телефону 666 2503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх