Сотни детей терпят побои от родителей

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ребенок. Иллюстративное фото.
Ребенок. Иллюстративное фото. Фото: Corbis/Scanpix

Восьмилетняя Алла (имя изменено) славная девчушка. Очень активная и сообразительная, правда, слишком маленького роста для своего возраста. Не верится, что именно эту веселую и живую девочку жестоко избивали в семье. Ее отчим вот уже третий год отбывает за это срок в местах лишения свободы, и ему предстоит провести там еще год. Хочется верить, что их дороги в этой жизни навсегда разошлись.

То, что происходило в этой семье еще несколько лет назад, не укладывается в голове. Отчим бил Аллу по любому поводу. Избиение кулаками и ногами было для него самым обычным делом. Например, был такой эпизод в мае 2012 года. Девочка сидела на кровати, и раздраженный мужчина толкнул ребенка с таким остервенением, что она, отлетев в сторону, ударилась о стену и получила сотрясение мозга. Пришлось ехать в больницу, и медики сообщили в полицию о подозрении на семейное насилие.

Началось расследование. Отчим хотя и имел судимость, однако это никак не было связано с насилием. Он привлекался к уголовной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Поэтому в случае с семейным насилием следователи отнеслись к нему мягко и отпустили на свободу.

Избил и вырвал волосы

Истинные масштабы чудовищного насилия прояснились только четыре месяца спустя, когда в полицию поступил вызов из дома в Ласнамяэ, где жила Алла. Полицейским открылась страшная картина: перед ними стояла девочка вся в синяках, клоками у нее были вырваны волосы на голове.

Выяснилось, что, несмотря на предупреждение полиции, приложившись к бутылке, отчим продолжал жестоко избивать ребенка. Нередко доставалось и матери, которая, по ее собственным словам, любила этого мужчину и все ему прощала.

Все это могло продолжаться еще долго, если бы у женщины не было подруг. Зайдя к женщине в гости, они увидели избитого ребенка и перепуганную женщину, забившуюся под одеяло. По комнате валялись вырванные клоками волосы. Подруги в ужасе выскочили из квартиры и позвонили в полицию.

Выяснилось, что ночью мать с отцом снова сильно поругались. Алла стала плакать в своей комнате, разгневанный отчим пошел в детскую, вытащил девочку за волосы из кровати и стал ее избивать. Досталось и матери, пытавшейся защитить ребенка. Однако это было все, на что она оказалась способна, – заявить о произошедшем в полицию любящая женщина не смогла.

Для полицейских, расследовавших случай с избиением ребенка, это дело не было каким-то особенным. Женщина же осмелилась заговорить только тогда, когда стало ясно, что тюрьмы мужчине не избежать. По ее рассказам, маленькая Алла была жизнерадостной и веселой девочкой, но когда с работы возвращался отчим, она замыкалась в себе. О выходных и говорить не стоит, в такие дни Алла закрывалась у себя в комнате и старалась не попадаться пьяному отчиму на глаза.

Суд приговорил мужчину к трем годам и четырем месяцам реального лишения свободы. Такое наказание за избиение ребенка является достаточно суровым. Но ведь и случай не назовешь заурядным по степени жестокости побоев.

Правда, за решеткой можно оказаться, на первый взгляд, и за куда менее значительные проступки. Именно так было с 27-летней женщиной, которую отправили за решетку на месяц в качестве шоковой меры воздействия за насилие над своим четырехлетним сыном: мать била ребенка по лицу, душила его, таскала за волосы и драла за уши.

Мало того, что женщине пришлось провести месяц в заключении, ее лишили родительских прав на двоих детей, так как у нее были проблемы с алкоголем. То, как вся эта история вскрылась, само по себе необычно. Полиция оказалась на месте происшествия совершенно случайно, когда сестра женщины и ее друг не смогли  войти в квартиру и в панике вызвали полицию. Взломавшие дверь полицейские нашли там ребенка с видимыми следами побоев. Все дальнейшее уже известно.

Пыхьяский окружной прокурор Арика Алманн, занимающаяся подобными делами каждый день, рассказывает, что чаще всего родители бьют т.н. трудных детей, с которыми они не справляются, хотя встречаются и другие случаи. «Часто ребенок и сам не понимает, за что именно его побили», – говорит Алманн.

Разумеется, бывает и так, что детей бьют «за дело». Возьмем, например, отца, который пообещал сыну-школьнику, что за третье замечание последует наказание. Так оно и вышло. Сначала было одно замечание и предупреждение, потом второе и предупреждение. А после третьего последовало наказание, которое обернулось для отца уголовным делом.

Избиение ребенка ремнем или же другое физическое наказание является преступлением. В то же время стоит подчеркнуть, что полиция рассматривает каждый случай отдельно. К родителям, которые не склонны к насилию, но наказали ребенка за его действительно плохое поведение, относятся более мягко. Перед судом предстают родители, применявшие по отношению к ребенку физическое насилие, которое выходит за грань допустимого, применяется совершенно необоснованно, многократно или же имеет особо жестокий характер.

Выходные с ремнем

Одна из последних подобных историй произошла 7 октября, когда суд приговорил к десяти месяцам лишения свободы условно 26-летнюю мать, которая в феврале побила свою восьмилетнюю дочь ремнем. Сам по себе это типичный случай, когда отбившемуся от рук ребенку достается ремнем от родителей. Учительница в школе стала расспрашивать детей, как они провели выходные. Когда девочка сказала, что она не может рассказать ничего хорошего, поскольку мама побила ее ремнем, учительница заявила в полицию.

Поскольку в ходе расследования выяснилось, что мама и раньше наказывала дочь физически, прокурор посчитал, что наилучшим решением будет через службу уголовной опеки установить за матерью контроль, а также обязать женщину обратиться в службу защиты детства. Ведь многие родители добровольно туда не обращаются, хотя работники службы защиты детства располагают многочисленными возможностями для того, чтобы помочь семьям с такими проблемами.

Как правило, к родителям, склонным наказывать своих детей физически, вместо уголовного наказания применяют иные меры воздействия. Например, опортунитет, то есть прекращение уголовного дела по соглашению сторон, когда ясно, что данный случай не будет иметь публичного интереса, а сам виновный не представляет опасности для окружающих.

Так, например, поступили с матерью, которая отстегала своего ребенка ремнем за хулиганский проступок. Придя домой, мать увидела, что ее ребенок сунул попугая в микроволновую печь. Попугайчик, естественно, погиб. А мать наказала ребенка ремнем.

Обычно в отношении родителя, поднявшего руку на ребенка, прокурор применяет общественные работы, поскольку денежное взыскание нанесло бы ущерб всей семье. Лишь в отдельных случаях не назначается никаких мер воздействия. С нового года родителя можно будет направить участвовать в социальной программе, например, на курсы по защите детей или на курс семейной терапии.

Насилие в семьях растет

Домашнее насилие

• 1939 случаев зарегистрированы в 2011 году.

• 2231 случай зарегистрирован в 2012 году.

• 2752 случая зарегистрированы в 2013 году.

Случаи насилия в отношении детей, зарегистрированные

в текущем году

• 271 несовершеннолетний пострадал от семейного насилия (преступление было совершено членом семьи: отцом, матерью, отчимом, дедушкой, братом и др.),

из них 3 случая завершились причинением тяжкого вреда здоровью, из них 228 случаев зарегистрированы как ненадлежащее обращение, из них 40 случаев квалифицированы как пытки.

Зарегистрированные в прошлом году случаи семейного насилия в отношении детей

358 несовершеннолетних пострадали от семейного насилия

• 1% случаев – ст. 118: нанесение тяжкого вреда здоровью

• 5% случаев – ст. 120: угроза

• 65% случаев – ст. 121: ненадлежащее физическое обращение

• 13% случаев – ст. 122: пытки

• 13% случаев – ст. 141-146: преступления против сексуальной самоидентификации

• 3% случаев – иные преступления.

В 2013 году угрозу для детей представляли

93% случаев – родители

77% случаев – мужчины

Комментарии
Copy
Наверх