Сланцевики против повышения налогов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хотя Министерство окружающей среды считает кампанию в защиту сланцевых предприятий популистской, организаторы утверждают, что их 
слоганы («Ида-Вирумаа движется к социальной катастрофе», «Ида-Вирумаа потеряет 24 000 рабочих мест») – вовсе не пустой рекламный ход.
Хотя Министерство окружающей среды считает кампанию в защиту сланцевых предприятий популистской, организаторы утверждают, что их слоганы («Ида-Вирумаа движется к социальной катастрофе», «Ида-Вирумаа потеряет 24 000 рабочих мест») – вовсе не пустой рекламный ход. Фото: Рекламная кампания Союза эстонских химических предприятий.

Хотя мрачные пророчества кампании в защиту эстонской сланцевой промышленности (например, «Ида-Вирумаа на пути к социальной катастрофе») не впечатлили Министерство окружающей среды, они стали серьезным потрясением для общественности в целом и уже привели к первым положительным результатам.

Развернувшаяся две недели назад кампания «Наши природные ресурсы – наше счастье» была организована Эстонским союзом химических предприятий, чтобы привлечь внимание к новой концепции постоянного роста природоохранных налогов. «В 2015 году предприятие компенсирует за право добычи одной тонны сланца 1 евро и 53 цента. Замораживание экологического налога на этом уровне означало бы, что невозобновляемое имущество налогоплательщиков будет отдаваться и спустя 10 лет по той же цене», – прокомментировало ситуацию Министерство окружающей среды, отметив, что кампания «вызывает недоумение».

Частично услышаны

Однако еще год назад Центр сланцевой компетенции Вирумааского колледжа ТТУ отметил парадокс: всего 7-8 процентов природоохранных налогов возвращается в Ида-Вирумаа. Эти налоги никак не связаны с огромными природоохранными инвестициями, которые сланцевые предприятия делают за счет кредитов, чтобы соблюсти евронормы по уровню загрязнений. Таким образом, главная цель природоохранных налогов – компенсировать ущерб, нанесенный окружающей среде, – не выполняется.

Членом Эстонского союза химических предприятий является одно из крупнейших сланцевых предприятий Viru Keemia Grupp (VKG). Председатель правления VKG Прийт Рохумаа пояснил РМ, что уже в конце прошлого года было понятно, что государство планирует существенно повысить экологические налоги и налоги на разработку природных ресурсов в сланцевом секторе. «Исследования, заказанные Министерством окружающей среды, говорили о ежегодных налоговых повышениях общим размером от 16 до 32% на протяжении следующих пятнадцати лет. Это стало очень опасным сигналом, который в скором времени закрыл бы весь сланцевый сектор в государстве», – сказал Рохумаа.

На прошлой неделе Министерство окружающей среды отправило на согласование в другие министерства проект рамочной программы по тарифам в сфере окружающей среды, которая предлагает повышение платежей с 2016 года на 3-6% ежегодно. Эти цифры – 3-6% – значительно отличаются от первоначальных планов министерства, подчеркнул Рохумаа: «Это говорит о том, что предприятия сланцевой отрасли хотя бы частично были услышаны. Но диалог должен быть продолжен, сейчас нельзя ставить точку».

Поддержка Ида-Вирумаа

По мнению Министерства окружающей среды, проводимая сейчас кампания «вызывает недоумение в контексте проводимых конструктивных обсуждений и напоминает вторжение в открытую дверь». Однако идавирусцы несколько иного мнения. Хотя концерн Eesti Energia в кампании не участвовал, глава Нарвских электростанций Тыну Аас еще две недели назад сказал «Postimees на русском языке», что очень надеется на то, что эта кампания принесет пользу: «У нас другие методы убеждения министерства, но мы также придерживаемся мнения, что повышение природоохранных налогов должно быть обоснованным».

По словам лидера профсоюза нарвских энергетиков Владимира Алексеева, многие энергетики кампанию поддерживают: «Люди критически относятся к тому, что решения правительства могут загубить и энергетику, и сланцевую промышленность в целом». Руководитель Ида-Вируского регионального отделения Центрального союза профсоюзов Александр Старцев сожалеет о том, что кампания в Нарве развернута нешироко.

Зато кохтлаярвесцы информированы о ней достаточно. Более 30 лет отработавшая на VKG и с июля 2012  ставшая председателем профсоюза химиков Юлия Леонтьева рассказала нам: «В этом вопросе и у работодателя, и у профсоюза общая точка зрения: мы считаем, что все должно быть в меру, а задушить предприятие налогами – все равно что убить курочку, несущую золотые яйца. Ведь VKG – и все работники это видят – действительно делает огромные инвестиции в охрану окружающей среды. Но инвестиции делаются за счет кредитов, а не за счет природоохранных налогов, которые в наш регион обратно почти не возвращаются».

По словам Леонтьевой, после того как рекламные буклеты кампании на двух языках попали в почтовые ящики горожан, ей поступило довольно много звонков от бывших работников предприятия, теперь уже пенсионеров, и от других горожан. Сложившаяся ситуация беспокоит кохтлаярвесцев, ведь речь идет о судьбе градообразующего предприятия. «Наше предприятие  не только обеспечивает достойную работу и зарплату своим работникам, но и способствует созданию социального благополучия для всего региона», – подчеркивает Леонтьева.

Не просто слоган?

По мнению Министерства окружающей среды, экологические налоги будут больше мотивировать предприятия к природоохранным инвестициям, а за счет этого количество рабочих мест может даже возрасти, что не соответствует одному из слоганов кампании: «Ида-Вирумаа потеряет 24 тысячи рабочих мест».  Действительно ли VKG придется сокращать рабочие места, если ситуация не изменится?

«Слоганы, озвученные в ходе кампании, которую организовал Союз химической промышленности Эстонии, к сожалению, не являются просто рекламным ходом, они констатируют факты», – утверждает Рохумаа.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх