Такая баня нам не нужна!

, выпускник Локсаской школы
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративный снимок.
Иллюстративный снимок. Фото: Urmas Luik / Pärnu Postimees

12-й чемпионат мира по банному спорту в финском городе Хейнола 8 августа завершился трагедией: один из финалистов, 62-летний россиянин Владимир Ладыженский, скончался. Другой, финн Тимо Кауконен, в тяжелейшем состоянии.

Оба – не новички в банном спорте. Владимир Ладыженский из Новосибирска, помощник депутата Государственной думы РФ Александра Карелина, знаменитого в недавнем прошлом борца,  в прошлом году первым из иностранцев нарушил десятилетнюю гегемонию финнов, не только попав в шестерку финалистов (прежде ее всегда составляли только хозяева), но и заняв третье место. А чемпионом стал Тимо Кауконен, уже в пятый раз.

Как же такое могло с ними случиться?

Сейчас на сайте чемпионата мира размещена только одна запись: «Наши искренние соболезнования друзьям и семье Владимира Ладыженского. Нет слов, чтобы выразить нашу печаль, вызванную этой трагедией. Просим терпения, мы сообщим больше информации, как только это будет возможно». Следственные органы начали расследование.

Есть у нас традиция...

Чемпионаты мира по банному спорту в Хейнола, близ Лахти, проводятся с 1999 года. Последние несколько лет в них участвуют и представители Эстонии. Я тоже был в позапрошлом году.

Наверное, изначально организаторы задумывали это соревнование как полушутливое, эдакий банный фестиваль. Большинство участников сюда и едут, как на праздник, к собственно соревновательной его части относясь не очень серьезно. Есть у нас с друзьями традиция: каждый год во второй уикенд августа ходить в баню в Хейнола – примерно так. А заодно отдохнуть, встретиться со старыми знакомыми, покупаться в живописном озере.

Рядом с озером Летний театр, где и проходят соревнования. На сцене установлены две шестиместные бани с большими окнами, чтобы зрители могли наблюдать за соревнующимися. Кроме того, происходящее в парилке проецируется на большой экран. Табло отсчитывает время. Судьи, прилипнув к окнам бани, неотрывно следят за соблюдением правил участниками, их состоянием.

Суть простая – кто дольше высидит. Из каждого захода двое самых терпеливых выходят в четвертьфинал, в полуфинал, в финал.

Сейчас на различных порталах пишут, что россиянин не выдержал 110-градусной температуры. Сама по себе эта температура далеко не запредельная. Экзекуция состоит в том, что через каждые 30 секунд на раскаленные камни выливается пол-литра воды. Тебя обжигает и снаружи, и внутри, не успеваешь очухаться, а уже следует новый паровой удар...

В то же время не обязательно ведь мучиться. Жарко – выходи, никто на тебя пальцем не покажет. Так большинство и поступает.

Не на жизнь, а на смерть

Однако есть немало и таких участников, которым кровь из носа надо пересидеть соседа. Они серьезно занимаются банным спортом – тренируются, соревнуются. Прежде всего, конечно, финны. Белорусы тоже увлеклись. Они даже баню у себя построили точно такую, как в Хейнола – чтобы тренироваться «в условиях, приближенных к боевым». Проводят национальный чемпионат. В результате у них появилась своя звезда – Наталья Трифонова, не раз становившаяся чемпионкой мира среди женщин.

Честно говоря, я и сам поехал в Хейнола с тайным намерением вернуться чемпионом мира. Это же не бегать, не прыгать, не плавать – просто посидеть в парилке несколько минут. Да, жарко там, ну потерпим... И что же? Мой результат – 3 минуты 18 секунд – оказался 112-м. Где-то в середине протокола...

Многое изменилось в прошлом году. Возглавивший дело новый организатор, желая, видимо, сократить время соревнований, установил парилки другой конструкции. И прежние были по сути пыточной камерой, эти же – натуральные душегубки, как говорят те, кто их испытал. Организатору удалось добиться своего: даже победитель показал всего около четырех минут. Тогда как годом раньше, в 2008-м, чемпион – финский швед из Турку Бьорн Херманссон – просидел в парилке аж 18 минут 15 секунд. Правда, это было достижение из ряда вон выходящее, на 5 минут (!) превышавшее мировой рекорд. Но результаты по 10-12 минут были не редкость, начиная с четвертьфиналов.

Кстати, Тимо Кауконен, покинув парилку на 17-й минуте, в тот раз легко согласился на 3-е место, пояснив позже: «Здоровье дороже».

У оставшихся двоих битва шла не на жизнь, а на смерть. В буквальном смысле слова. Кончилось тем, что соперника Херманссона, Лео Пуса из Хельсинки, судьи вынесли в полубессознательном состоянии...

Так что трагедия этого года случилась не на пустом месте.

Парилка-убийца

 Ее свидетелями стали и трое наших ребят из Таллинна, постоянных участников чемпионата.

«Все там, конечно, были в шоке, - рассказал Сергей Жуков. – Да мы до сих в себя не пришли. Ехали-то, как всегда, на праздник...»

По словам Сергея, Владимир Ладыженский приехал только за победой. Так он всем говорил. Сергей встретил Владимира накануне соревнований у парилки, когда тот сделал разминочный заход. «Жесткая нынче баня, - покачал он головой. – Ничего, я тренировался, я знаю, как надо терпеть...»

Финальную шестерку, как и в прошлом году, составили пятеро финнов и россиянин Ладыженский. Ажиотаж, как всегда, к финалу достигает высшей точки. Болельщики неистовствуют.

Надо иметь в виду, что для финалистов это четвертый заход, а каждый предыдущий, как правило, не проходит бесследно: у кого где остаются ожоги.

Четверо быстро повыскакивали, остались Владимир Ладыженский и Тимо Кауконен. Ну что ему стоило, как и два года назад, сказать: «Здоровье дороже». Нет, видимо, любимец публики не мог на глазах земляков уступить русскому. Но и тот тоже уперся.

«На табло было где-то 6.40, когда у обоих изо рта пошла не то пена, не то слизь какая-то, и только тогда судьи, наконец, поняли, что пора принимать меры, - рассказал Сергей. – Сначала они вынесли  Тимо, потом Владимира. Оба в бессознательном состоянии. Картина была жуткая – они фактически сварились заживо... Я пересмотрел десятки сообщений, почти везде пишут, что обоих увезли в больницу, и там Ладыженский скончался. Нет, смерть зафиксирована тут же, у порога парилки-убийцы... Состояние Тимо крайне тяжелое, его доставили в Лахти. Я уже из дома звонил приятелю в Хельсинки, он сказал, что Тимо на вертолете перевезли  в Хельсинки, но врачи ничего не обещают – 70 процентов ожогов. Да и внутри наверняка все сожжено...»

Вот во что обернулась безобидная затея. Нет, такая баня нам не нужна...

Комментарии
Copy
Наверх