Низкие зарплаты: тормоз экономики или преимущество?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лидер социал-демократов Свен Миксер и министр предпринимательства Урве Пало.
Лидер социал-демократов Свен Миксер и министр предпринимательства Урве Пало. Фото: Михкель Марипуу

Политические партии страны обсуждают свои предвыборные планы. Одно из главных предвыборных обещаний Социал-демократической партии Эстонии – в течение пяти лет повысить минимальную заработную плату в стране до 800 евро.

Приведет ли эта идея в случае ее осуществления к повышению общего уровня жизни в стране или, наоборот, к росту цен и сокращению производства? Этому был посвящен «мозговой штурм» партии, на который получили приглашение и предприниматели.

Для большинства людей заработная плата является основным источником дохода. В то же время большая часть работников в нашей стране получает сегодня несправедливо низкую заработную плату. По мнению многих аналитиков, низкий уровень зарплат в Эстонии – это уже не только социальная проблема, но и угроза для развития страны.

Так, экономический аналитик Хейдо Витсур отметил, что основной задачей Эстонии в ближайшем будущем должно стать обеспечение жителям Эстонии достойного уровня жизни. Именно это он назвал залогом выживания народа.

«Много говорится о низкой рождаемости и оттоке рабочей силы за пределы страны. Низкая рождаемость в Эстонии во многом обуславливается низким уровнем жизни молодых семей и родителей-одиночек. Их уверенность в завтрашнем дне сейчас настолько мала, что просто не позволяет им заводить больше детей», – считает Витсур.

По его словам, низкий уровень зарплат угрожает экономической стабильности. К этому ведет низкий внутренний спрос и потребление, а также высокий уровень эмиграции жителей страны.

«Работники достаточно высокой квалификации не согласны работать здесь за низкую зарплату и первыми покидают страну. Чтобы выжить, Эстония должна развивать те сферы деятельности, где добавочная ценность выше – например, развитие продукции и ее продажа, – указал Хейдо Витсур. – Мы должны активнее заниматься именно развитием продукции, отходя от дешевых подрядов и сырьевого экспорта, чтобы продавать свои товары с высокой ценностью напрямую конечному потребителю».

«Идея социал-демократов состоит в том, что государство должно быть вовлечено в процесс переговоров о размере «минималки» в качестве третьей стороны, а затем заключить трехсторонний доходно-политический договор с работодателями и профсоюзами, – рассказал о планах социал-демократов председатель финансовой комиссии Рийгикогу Раннар Васильев. – Такие переговоры позволят как предпринимателям, так и профсоюзам озвучить свои ожидания не только друг другу, но и государству, чтобы минимальную зарплату можно было поднять быстрее, а государство взяло бы на себя часть ответственности за ее рост».

Однако многие аналитики высказываются за то, чтобы повышение минимальной заработной платы должно быть экономически обосновано, иначе это может бумерангом вернуться к тем, ради кого и задумана реформа. К примеру, если фирма будет вынуждена платить своим работникам больше за тот же объем работы, у нее возникнут экстра-расходы, которые нужно каким-то образом покрывать.

Очевидный вариант – закладывать в цену для конечного потребителя. Уместный вопрос: найдется ли спрос на еврорынке на тот же товар за большую цену, если конкуренты предлагают аналогичную продукцию дешевле? Если спроса не будет, то предприятию придется столкнуться с сокращением оборота и... с увольнением работников. Этот урок Эстония уже проходила с разорившимися текстильщиками Кренгольма.

Опять же, где гарантия, что предприниматели не пойдут по пути формального сокращения нагрузки и, соответственно, зарплаты работника, скажем, до 80 процентов, но при этом фактически будут требовать исполнения работы на все 100 процентов? Доказывать факт такого зло­употребления придется работнику самому. А хватит ли у него для этого времени, нервов и компетенции?

Предприниматели выразили также мнение, что для развития инновативных сфер производства и услуг стране нужны работники с высокой квалификацией, и их нехватка ощущается уже сейчас. Министр образования Евгений Осиновский заявил, что требуется принципиально изменить систему дополнительного обучения и переобучения взрослых, а также создать гибкие возможности для получения квалификации тем, кто прервал получение образования.

«Часто люди попадают в замкнутый круг: они не могут позволить себе учебу и вынуждены работать, чтобы оплатить повседневные бытовые расходы, – отметил Осиновский. – Мы должны предоставить людям возможность регулярного дополнительного обучения, повышения квалификации, чтобы у человека на протяжении всего трудоспособного возраста была привычка учиться дальше, чтобы получить более высоко­оплачиваемую работу».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх