Эстония – страна побеждающего коммунизма

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Даже самый ярый скептик вряд ли рискнет опровергать тот факт, что за последние четверть века Эстония далеко ушла от эпохи строительства коммунизма. Но мог ли кто предположить, что именно теперь наша страна окажется к коммунизму ближе, чем когда-либо прежде. Особенно в отдельно взятых регионах.

Коммунизм, как известно, бывает разный: первобытный, или примитивный, утопический, научный, военный, аграрно-казарменный и много какой еще. Более того, и для Эстонии сия формация связана отнюдь не только с советской эпохой.

Например, уклад жизни, существовавший на острове Рухну в эпоху его расцвета и заселенности шведской общиной, был вполне коммунистическим. Для людей, вышедших из Советского Союза, коммунизм ассоциируется прежде всего с лозунгом «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

В реальности же необходимость обеспечивать себе хлеб общими усилиями при общих орудиях производства обычно возникала не от хорошей жизни: ни о каком полном удовлетворении потребностей речь не шла – не до жиру, быть бы живу. Одним словом, нелишне будет пояснить, какой именно вариант коммунизма мы имеем в виду и не пытаемся ли почем зря мистифицировать народ.

Ни в коем случае! Признаки коммунизма, наблюдающиеся в Эстонии, имеют самое что ни на есть классическое советское происхождение. В 1961 году КПСС на своем съезде определила «Задачи коммунистической партии по строительству коммунистического общества».
Построить коммунизм планировалось в два этапа за два десятилетия, чтобы к 1980 году советский народ своим уровнем жизни мог запросто посрамить любую развитую капиталистическую страну. Первый этап коммунизма должен был наступить уже в 1970 году и характеризоваться следующими признаками:

1. По объемам промышленного производства СССР должен был многократно переплюнуть США.

2. Планировалось сократить рабочую неделю до 35 часов, резко повысив производительность труда и зарплату, чтобы низкооплачиваемых профессий вообще не осталось.

3. Государство должно предоставить каждой семье бесплатную квартиру, пользование которой, включая электричество, воду, газ и отопление, тоже будет бесплатным.

4. Бесплатным станет общественный транспорт.

5. Школьников будут бесплатно кормить обедами.

6. Санатории, курорты, дома отдыха, туристические базы сделаются бесплатными; это же касается детских садов, спортивных объектов, культурных и спортивных зрелищ.

7. В магазинах больше не будет продавцов.

8. Медицинское обслуживание трудящихся станет полностью бесплатным, включая лекарства.

На втором этапе, в 1980 году, государство, а с ним и товарно-денежные отношения должны были полностью отмереть – за ненадобностью.

На второй этап Эстония замахиваться не стала – хотя речь об отмене хождения наличности заводится с завидной периодичностью, все же деньги у нас по-прежнему в цене, и цена эта не падает. Поэтому рассмотрим признаки первого этапа. Промышленное соревнование с США – это явно не к нам. О повышении производительности труда у нас говорят регулярно, да и на минималку в 1000 евро финансист и визионер Индрек Нейвельт уже замахнулся, только результатов пока особо не видно. Да и пункт об отсутствии коммунальных платежей на фоне старта отопительного сезона можно воспринимать как насмешку.

Зато дальше интереснее. Общественный транспорт у нас уже много месяцев как бесплатный. Правда, не по всей стране, а только в Таллинне, так что жители столицы к коммунизму на шаг ближе остальных. Бесплатное питание в основной школе уже обеспечено в большинстве отечественных самоуправлений, а с 1 января станет доступным и для гимназистов. Ну и кассы самообслуживания в крупных торговых сетях становятся все более привычным явлением. Причем, если в «Сельвере» для того, чтобы получить в руки оранжевую машинку для считывания штрих-кодов, нужно заключить договор, то в «Призме» заплатить за товары без помощи кассира может любой желающий, а штрих-коды продукции считывает сама касса. Так что три пункта из восьми, необходимых для наступления первого этапа коммунизма, в Эстонии уже соблюдены.

Остается недоумевать, почему, вместо того, чтобы записывать классиков литературы в социалисты чуть ли не с самого рождения (см. рубрику «Неделя»), отечественные политики в своей предвыборной кампании не пошли более оригинальным путем, буквально на пальцах доказав населению, что сегодня – под их чутким началом – Эстония ближе к коммунизму, чем после полувека советской власти. Должно быть, сказывается боязнь старых призраков, ведь не помнить о планах КПСС наши политические зубры не могут – с их-то богатым комсомольско-коммунистическим прошлым!

Комментарии

Колода без карты – не колода

Михаил Стальнухин, депутат Рийгикогу, центрист:

Колода для игры в преферанс – если в ней отсутствует одна карта из тридцати двух – это уже не преферансная колода, поскольку она непригодна для этой игры. Радуга, если из нее исключить, например, желтый цвет, тоже не может считаться радугой. Квартет, если выступают три человека, а не четыре, квартетом не является. И так далее.

Так и первый этап коммунизма, некогда запланированный на 1970 год, был бы достигнут лишь при наличии всех восьми его признаков, а не двух с половиной. И говоря о реалиях Эстонии, гораздо важнее подчеркнуть следующее.

Производительность труда в нашей стране в четыре раза ниже, чем в Германии. Рабочая неделя у нас значительно длиннее, чем средняя по Евросоюзу. По зарплатам мы плетемся в хвосте ЕС, и примерно четверть работающих трудится за минималку или близкую к ней зарплату. Бесплатным жильем могут похвастаться разве что заключенные тюрем и – из песни слова не выкинешь – наш бравый президент. Про коммунальные платежи и «бесплатную» медицину умолчу за непригодностью для печати просящихся на язык слов.

Хотя могло бы быть иначе, жизнь могла быть иной. Если бы не было «бронзовой ночи», лишившей Эстонию значительной части транзита – и денег, приносимых им в госбюджет. Если бы не было идиотского противостояния Норд-Стриму. Если бы не было дурного бега в общем стаде, присоединившего Эстонию к санкциям против России.

Эстония разучилась думать на перспективу. Наша страна привыкла утешаться ложью. В одной только Финляндии постоянно работают и живут 64 000 жителей Эстонии (и еще десятки тысяч в Ирландии, в Англии, в Германии), а перепись включает их всех в население страны, и проблемы катастрофического сокращения числа жителей вроде как и нет – радуемся. Детей в наших школах сейчас меньше, чем в пос­левоенном 1950-м, а мы привычно слышим от правительства, как всё замечательно. Десятки деревень и поселков привыкли жить без школы, магазина, почты, фельдшера и участкового, а мы как бы продолжаем двигаться в направлении «пятерки» самых благополучных стран Европейского союза…

Я был бы рад согласиться, что мы приближаемся к коммунизму, но не могу этого сделать, потому что здесь и сегодня Эстония – страна побеждающего дебилизма: никто не вредит нам больше, чем мы сами.

Халява кончилась Игорь Грязин, депутат Рийгикогу, реформист:

Действительная суть коммунизма заключена в том самом лозунге: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». Что означает: работать как можно меньше и получать как можно больше. Но так не может продолжаться слишком долго, и однажды халяве приходит конец. Если что-то дается бесплатно, то – кто за это платит? То-то. Приходится корректировать товарооборот (что в условиях рыночной экономики делается на автомате), иначе – банкротство: фирмы, самоуправления, а то и всей страны, что с СССР и случилось.

Лишь вопрос косметики Илья Никифоров, историк

Любую статью следует дочитывать до конца. По законам жанра разгадка таится в последнем абзаце. Так оно и есть. Автор деликатно, но вполне определенно указывает на предвыборную кампанию социал-демократов, которые сделали ставку на связь времен, на то, что уважение к левым (можно даже сказать социалистическим) представителям довоенной эстонской творческой интеллигенции добавит нынешним социалистам голосов. На Западе творческие интеллектуалы, как правило, всегда были левыми и идей коммунизма «с человеческим лицом» не чурались.

Коммунизм – всеобщая доступность общественных благ – в европейской традиции имеет более чем длительную историю. Но кто бы мог подумать, что на исходе XX века даже самые левацкие затеи найдут свое воплощение в жизни. Перефразируя Маркса: нет такого проекта, за который бы не взялся капитал, если проект принесет заведомую прибыль. Бесплатный транспорт и бесплатные обеды для школьников весьма доходны для тех, кто их реализует. Государство в Эстонии «отмирает» в сторону «гражданского общества» и аутсорсинга. Зато фискальная часть государства крепка как никогда. В конце концов, даже кризис современной семьи и ювенальная юстиция очень напоминают левацкие затеи начала XX века, помноженные на сегодняшний доходный бизнес.

Современный буржуазный менталитет способен ассимилировать любую идею, в том числе и коммунистическую, если она будет приносить доход и гарантировать политическое господство. Осталось лишь убедить граждан, что это и есть настоящий коммунизм, а «человеческое лицо» – лишь вопрос умелого использования косметики.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх