Cимвол Нарвы может уйти с молотка

, репортер
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Александровский собор в Нарве.
Александровский собор в Нарве. Фото: Михкель Марипуу

Александровский приход Эстонской евангелической лютеранской церкви будет ликвидирован, а его имущество, включая два кладбища, будет выставлено на продажу.

В собственности прихода находятся 11 застроенных и незастроенных земельных участков. На продажу выставлены и кладбища Сининымме и Вайвара.

Ситуация складывается таким образом, что судебный исполнитель будет вынужден выставить на торги и Александровскую церковь в Нарве – монументальное сакральное здание, в благоустройство которого внесло свой вклад и эстонское государство.

Газета Postimees уже писала о Виллу Юрье, отстраненном от должности пастора Александровского прихода за рукоприкладство. Вся эта каша заварилась при его непосредственном участии. Проблемы начались с того, что строительная фирма Eviko ссудила церковному приходу деньги, чтобы на них приход мог заказать выполнение строительных работ у этой же фирмы. Этот жест был продиктован тем, что строительные фирмы к тому времени  остались без работы, зато на банковском счету Eviko имелись значительные свободные средства, оставшиеся с лучших времен. При этом в финансировании церковного строительства, осуществлявшегося ранее при поддержке государства и Евросоюза, имелась брешь.

Фирма Eviko любой ценой хотела продолжать работу и была готова ссужать Виллу Юрье деньгами до тех пор, пока у государства вновь не появятся средства. Но из-за затянувшегося кризиса проект по восстановлению церквей пришлось свернуть. Восстановить успели практически только шпиль собора.

События вокруг храма привели к возбуждению уголовного дела по статье, касающейся присвоения денег и подделки документов, первое заседание суда назначено на июнь следующего года. Речь идет о присвоении более чем 37 000 евро, но заметим сразу, что обвинение выдвинуто не против Юрье. Фонд «Нарвская Александровская церковь» нанял руководителя проекта Хейкки Ляттемаа, который из-за недостатка средств для строительства пускался на различные хитрости. Так, попросил фирму Eviko предоставить кредит в размере 351 000 евро, от имени прихода гарантию дал Юрье.

Фирма Eviko, подав на приход в суд, выиграла процесс, окончательную точку в котором в конце октября поставил Государственный суд. По состоянию на сегодняшний день Eviko причитаются вместе с растущими процентами уже 542 000 евро.

Равнодушие церкви к судьбе храма

После вступления решения суда в силу фирма Eviko, как сообщила ее представитель Керли Казе, немедленно связалась с приходом и церковным собранием Эстонской евангелической лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), но на предложение встретиться ответа так и не последовало.

Правда, Казе все же встретилась с Пеэтером Кальдуром, назначенным исполнять обязанности пастора вместо Виллу Юрье. «Мы обсудили с Кальдуром возможности исполнения исковых требований. Пока судебный исполнитель не станет выставлять на торги здание собора, посмотрим, что удастся выручить от продажи другого имущества», – сказала она.

В то же время маловероятно, что, продав остальные земельные участки, удастся набрать сумму, которая покроет требования Eviko. «Если не продавать церковь, денег не хватит», – соглашается Казе, по словам которой, фирма думает о том, что делать с собором.

«Совершенно точно, что Eviko не хотела бы получить церковь в качестве покрытия долга, – сказала Казе. – Во-первых, это просто смешно – кто захочет купить собор? А во-вторых, Нарва расположена на границе с Россией, и нельзя исключать, что однажды появится кто-нибудь с толстым кошельком, кто захочет превратить церковь, предположим, в банкетный зал или что-нибудь в этом роде».

По словам Казе, в сложившейся ситуации было бы логично, чтобы собор купило государство. В тоже время ее удивляет полное равнодушие, демонстрируемое ЭЕЛЦ.

«Мы подсчитали, что на протяжении всего судебного разбирательства отправили членам консистории и архиепископу Андресу Пыдеру, который вот-вот покинет свой пост и уйдет на покой, десятки писем, напоминая, что неустойка и проценты растут, что кредит был выдан и платежные поручения имеются, – сказала представитель Eviko. – Мы предлагали пойти на компромисс, поскольку не заинтересованы в затягивании дела и в том, чтобы расходы и пени росли. К настоящему времени долг вырос на несколько десятков тысяч крон и продолжает увеличиваться. Теперь еще добавились и судебные издержки».

Церковное собрание ЭЕЛЦ, действительно, занимает довольно пассивную позицию. «В настоящее время мы можем сообщить только то, что имущество зарезервировано за кредиторами», – сказал специалист по связям консистории с общественностью Архо Тухкру.

«Руководители прихода должны сами нести ответственность, ведь это имущество прихода. Если каждый пастор станет вести себя безответственно, ничего хорошего из этого не выйдет. Приход должен сам отвечать за решения, принятые без согласования с консисторией», – уточнил он.

Для того чтобы государство могло подключиться к спасению собора, консистории или приходу следует обратиться за помощью в Министерство культуры, но этого до сих пор не было сделано. «Государство вложило в этот собор очень много денег, средства давал и EAS (Фонд развития предпринимательства)», – добавила Казе.

Возмущение вице-канцлера

Министерство культуры действительно вкладывало в нарвский Александровский собор немало средств – каждый год свыше 100 000 евро, всего более двух миллионов евро. Как сказал вице-канцлер министерства Тарви Ситс, для восстановления собора был создан фонд, одним из соучредителей которого является Министерство культуры. «Фонд взял кредит, срок возврата которого из бюджета министерства истечет в 2017 году», – сказал он.

Нарвский Александровский приход, как отметил Ситс, не обращался за помощью ни в церковное собрание ЭЕЛЦ, ни в министерство. «Хотелось бы в первую очередь увидеть, что делает для спасения собора ЭЕЛЦ, – сказал он. – Мы не можем пойти на то, чтобы ради спасения Александровского собора забросить остальные храмы, требующие восстановления».

Ситс выразил надежду, что до продажи сакрального здания дело не дойдет. «Хочется надеяться, что ЭЕЛЦ первой задумается о том, как помочь приходу выйти из нынешнего положения, – сказал он. – Мне кажется  неправильным, когда государство должно оплачивать чрезмерные обязательства, взятые на себя руководителем некоммерческого объединения (которым в данном случае является приход – прим. Н. Н.)».

Нарвский Александровский собор, как отметил Ситс, представляет культурную ценность, он должен быть открыт для всех. Эстонское государство имеет преимущественное право покупки собора, поскольку здание находится под охраной.

Ситс не скрывал своего недовольства. «Я возмущен и думаю, что многие разделяют мое возмущение в связи с тем, что события приняли такой оборот».

Кладбище разрешено купить не каждому

В воскресенье на собрании прихода Александровской церкви было решено ликвидировать приход и начать банкротное производство. По словам Пеэтера Кальдура, банкротство – единственный выход в сложившейся ситуации.

Тем не менее родственники тех, чей прах покоится на находящихся в ведении церкви и также подлежащих продаже кладбищах в волости Вайвара  могут не беспокоиться о судьбе могил, так как по закону купить кладбище может только государство, местное самоуправление или религиозная организация. Это подтвердил пресс-секретарь МВД Эстонии Тоомас Викс. Новый собственник должен будет гарантировать бесперебойное функционирование и посещение кладбища.

Эстонская евангелическая лютеранская церковь на этой неделе избирает нового главу. На этот пост претендуют Ове Сандер, Урмас Вийлма, Марко Тийтус и Тийт Салумяэ. Однако никто из них не видит хороших вариантов решения проблемы нарвской лютеранской церкви.

По словам ректора Института религии Ове Сандера, церковь должна найти решение совместно с государством. По мнению Сандера, не столько важен даже материальный ущерб, сколько удар, нанесенный по имиджу лютеранской церкви.

Канцлер консистории ЭЕЛЦ  Урмас Вийлма говорит, что, хотя приходы сами отвечают за свои финансовые дела, нельзя сбрасывать со счетов то, что реновация Александровской цервки не началась бы без поддержки государства, поэтому решение проблемы должны искать все стороны, имеющие отношение к восстановлению церкви, и в том числе Министерство культуры, город Нарва и ЭЕЛЦ. По словам Вийлма, церковь с уплатой долгов Александровского прихода в одиночку просто не справится.

Вильяндиский священник Марко Тийтус считает, что продать нужно все церковное имущество, кроме самой церкви, поскольку ее ценность не исчерпывается деньгами.

Пробст Западного пробства (административная единица в лютеранской и некоторых других церквях) Тийт Салумяэ надеется на вмешательство государства в судьбу Александровской церкви, поскольку речь идет о ценном объекте эстонской культуры, расположенном на восточном рубеже государства. Он тоже напоминает, что решение о реставрации церкви приход принимал не в одиночку.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх