Государство или национальная резервация

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Peeter Langovits

Его величество случай – могучая сила. Могучая настолько, что иногда остается лишь учиться на последствиях.

На прошлой неделе в СМИ появилась в общем-то совершенно случайная новость о том, как дети из русской гимназии фотографировались в Историческом музее на фоне гербов СССР, которые являются частью гигантского панно Эвальда Окаса, написанного в советские времена.

Случайна эта новость потому, что речь идет о несколько странном шаге отдельно взятой школы, который несколько лет не дотягивал, так сказать, до новостного порога. Но эта история случайна и в гораздо более глубоком смысле. Она вырвана из контекста того, как наши русские каждодневно вживаются в эстонскую действительность – процесс, который новости не волнует.

Поверим на слово директору музея Сирье Карис. С 2008 года в рамках интеграционного проекта «Мое государство» в музее побывали многие сотни детей из девятых классов разных школ Эстонии. Образовательные программы музея повествуют об истории Эстонии. Возле панно Окаса детям рассказывают о советской пропаганде. Как эстонские, так и русские дети писали сочинения в рамках проекта «Моя Эстония». Особенно подействовало на меня то, как Карис описывала Семейный день, состоявшийся в музее 24 февраля, который был очень популярен среди жителей Ласнамяэ. Пенсионеры с огромным энтузиазмом участвуют в викторинах, детям на щеках рисуют сине-черно-белые флаги, они позируют на фотографиях с самодельными эстонскими орденами.

Но случайная фотография говорит много больше. Она говорит о том, как постепенно раздваивается на наших глазах общественное соглашение 1991 года. Соглашение было вытеснено вопросом согласия – согласия эстонцев на участие русских в общественной жизни. Симптоматично, что Ээрик-Нийлес Кросс пару недель назад поставил этот вопрос даже перед русскими с эстонским паспортом. Юрген Лиги учит детей иммигратов осторожности.

Я не верю, что они понимают, насколько это опасно для эстонского государства. Конечно, этого не понимает пользователь @taaviroivas, который раствиттерил эту случайную новость, чтобы победить по очкам Центристскую партию. Семь месяцев в кресле премьера – это все-таки очень короткое время. Я не верю, что мы понимаем, что, позволяя себе думать про русских детей «сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит», мы тем самым ставим под угрозу наши идеалы.

Я понимаю политиков. Они потеряли контроль над самым важным для Эстонии – безопасностью. Опасность, исходящая от России, и помощь США – это то, над чем мы не властны. А вот над русским меньшинством у нас власть есть. Выборы на подходе. И эта случайная новость – она о нас, о нашей фрустрации, на которой так рискованно играют наши политики.

Российская тема взбалтывает муть советского прошлого, и мы требуем, чтобы за нас это расхлебывали другие. Те самые дети, от которых мы требуем, чтобы они осуждали своих родителей за то, что те когда-то приехали в Эстонию. Мы забываем о том, что деятели с советским прошлым – Сийм Каллас, Андрус Ансип, Эдгар Сависаар – являются моральным эквивалентом панно Эвальда Окаса. Того самого панно, которое называется «Дружба народов».

Что же делать? Первый шаг – это думать об эстонском государстве, а не о национальной резервации. В этом государстве есть место для всех его легальных жителей. И дискуссия по этому поводу исключена.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх