Мец, быть может, лучше, чем Страсбург

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Меце расположен и самый крупный за пределами Парижа филиал Центра Помпиду.
В Меце расположен и самый крупный за пределами Парижа филиал Центра Помпиду. Фото: AP/Scanpix

Этот город на северо-востоке Франции знаменит наполненным светом кафедральным собором и своей военной историей.

Точно так же, как в названии региона Эльзас-Лотарингия очередность топонимов остается именно таковой, положение этих двух объединенных районов Северной Франции с точки зрения противоборства их статистических показателей сводится к преимуществу Страсбурга перед Мецем. Ведь в первом располагаются институты Евросоюза, а население составляет свыше 270 000 человек, в то время как во втором промышленность переживает спад, а численность населения немного превышает 120 000 жителей. И все же, несмотря на активно разрекламированный рождественский рынок Страсбурга, гораздо более приятный сюрприз преподносит Мец.

На первый взгляд Лотарингия, центром которой и является Мец, очень похожа на Эльзас. Именно завершившаяся в 1871 году франко-прусская вой­на превратила два французских региона в немецкую провинцию Эльзас-Лотарингию.

Архитектура обеих областей в значительно большей степени напоминает Германию, нежели, например, явно тяготеющую к культурному пространству Средиземноморья Южную Францию. Хотя по численности населения Мец вдвое уступает Страсбургу, он выделяется более масштабной планировкой: его улицы кажутся шире, а парки – просторнее.

Как в Эльзасе, так и в Лотарингии современные французские патриоты не скрывают, что их деды или прадеды участвовали во Второй мировой войне на стороне Германии и изъяснялись на онемеченном французском диалекте, которым они – истинные французы – уже не так хорошо владеют.

Например, и сейчас в тех краях может быть больше толка от немецкого языка, чем от английского, если вы столкнетесь в ресторане с пожилым официантом. Отчасти это обусловлено традицией, отчасти – языковой политикой, проводимой Францией: французских школьников обучают преимущественно языку ближайшей соседней станы, а не английскому. Разумеется, при условии, если вас не пошлют подальше из-за того, что вы не владеете французским языком.

       В этом вы можете, конечно, винить прежнего президента Франции Жака Ширака, который рекомендовал своим соотечественникам общаться с чужестранцами исключительно на родном языке. Вплоть до того, что и сам глава государства возмущенно покинул саммит ЕС, когда один из французских предпринимателей решился заговорить с ним по-английски.

В экономическом отношении взоры жителей Лотарингии до сих пор скорее устремлены в сторону Германии, чем в направлении Парижа. Именно в эту соседнюю страну ежедневно отправляются на работу тысячи жителей Лотарингии (если только их путь не лежит в другую соседнюю страну – Люксембург), именно туда продают значительную часть своей продукции продолжающие успешно функционировать промышленные предприятия.

Но несмотря на то, что речь идет о центре региона, переживающего экономический спад, Мец вполне достоин внимания туристов. Особенно в рождественскую пору. Ведь прототип Деда Мороза – сам Святой Николай – является святым покровителем города. Именно в его честь здесь проводится декабрьский парад, на который Дед Мороз прибывает на поезде. И как положено почти во всех городах Европы, там есть и свой рождественский рынок.

К счастью, Мец может предложить гостям не только рождественские атрибуты. Например – величественный собор Святого Стефана, известный тем, что он просто залит светом и в этом, несомненно, превосходит знаменитый кафедральный собор Страсбурга. Яркость освещения достигается благодаря окнам, украшенным всемирно известными витражами. Это творения многих знаменитых мастеров, от жившего в XIV веке Германа фон Мюнстера до известнейшего художника ХХ века Марка Шагала.

Украшением Меца также являются старейшее во Франции здание до сих пор действующего оперного театра и возведенная в XIII веке часовня рыцарей храма. Именно в Меце расположена и одна из старейших в Европе церквей, базилика Святого Петра, в которой возникла традиция григорианских песнопений. Не забудем и о самом большом филиале Центра Помпиду в Меце, который спроектировал японский архитектор Шигеру Баном и лично открывал Николя Саркози.

Тем, кто интересуется историей этого немецко-французского края, стоит непременно заглянуть в расположенный в Меце единственный в мире Музей франко-прусской войны, а также заглянуть в Верден, находящийся там же, в Лотарингии.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх