Власть № 4: сижу, не пью уже с утра – скоро будут выбора!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Урмас Эспенберг, борец за национальное государство и философ с дипломом оккупантского университета, играет со спичками.
Урмас Эспенберг, борец за национальное государство и философ с дипломом оккупантского университета, играет со спичками. Фото: Эрик Прозес

В начале года эстонские СМИ писали о школьных обедах, парижском теракте и грядущих выборах, но и о негражданах не забывали.

Урмас Эспенберг, кандидат в депутаты от Эстонской консервативной народной партии, беспокоился в Õhtuleht за сохранность местной демократии: «Эстония как маленькое национальное государство не сможет выстоять, если не продумает политику в области гражданства. Следует ценить эстонское гражданство пуще прежнего и позволить участвовать в выборах местных самоуправлений только гражданам... У нас проблемы с интеграцией тех, кого привезли сюда во время советской оккупации». Сам Эспенберг, впрочем, окончил в 1984 году философский факультет МГУ, то есть учился в столице оккупировавшего нас государства вместо того, чтобы партизанить где-нибудь близ родной деревни Аа, что в Ида-Вирумаа. Неисповедимы пути патриотов!

Я порою сам с собой спорю

Грядут выборы – и это чувствуется: всякий кулик активно хвалит в СМИ свое болото. Даже те, кто не избирается, рассказывают, почему они этого не делают. Так, соцдем Абдул Тюрей, британец по паспорту, объясняет в Postimees, что он еще не выучил эстонский настолько, чтобы общаться с журналистами.

Редакция Õhtuleht уже 4 января сообщила, что с большой вероятностью выборы выиграют реформисты, хотя «нашей демократии пошло бы на пользу, если бы реформисты четыре года отдохнули в оппозиции». Напротив, социолог Юхан Кивиряхк пишет в Postimees, что избирателю нельзя позволять убаюкивать себя сообщениями, будто исход выборов уже предрешен, и верить прогнозам, по которым в ближайшие годы в эстонской политике все будет по-прежнему: подобная риторика льет воду на мельницу нынешних картельных партий.

В той же газете писатель-фантаст Сийм Вескимеэс жалуется: «Главный мельничный жернов на шее эстонской демократии – это глупый избиратель, который не в состоянии понять, что он выбирает. Вдобавок у него отсутствуют традиционные предпочтения – и он потому выбирает „лицо”, которое скармливают ему СМИ... Иными словами, если в парламенте есть достаточно много людей, которые вели себя так, что ни один здравомыслящий человек не одолжил бы им пяти центов, тогда, действительно, есть несколько Эстоний – и людей этих выбирают в такой Эстонии, к которой я не принадлежу и принадлежать не желаю!» Осталось лишь выяснить, где и когда в Эстонии в последний раз ночевал здравый смысл.

Явно в рамках предвыборной борьбы реформист (!) Тойво Асмер предложил создать российско-эстонскую безвизовую зону. Правда, спорит с Асмером глава МВД Ханно Певкур – тоже из Партии реформ. «Зачем оставлять место для межпартийных споров, – ехидно замечает журналист Postimees Арго Идеон, – если можно поспорить между собой? Все внимание достанется одной партии». Саму тему Идеон считает «мыльным пузырем» – «с учетом агрессивной внешней политики РФ никакие особые соглашения, затрагивающие нашу безопасность в зоне границы, немыслимы... У того, кто всерьез строит такие планы, либо есть скрытые мотивы, либо, как говорят финны, „не все муми-тролли в Муми-доле”» (не все дома). Редакторы Õhtuleht тоже подозревают реформистов в двойной игре: Асмер своими россказнями о безвизовом режиме ловит голоса русских, его сопартийцы, высмеивая эту идею, ловят голоса эстонцев.

Что творят эти соцдемы?

Õhtuleht обличает и соцдемов, у которых для электората есть «две Эстонии» – эстонская и русская. В распространяемой в Мустамяэ русскоязычной рекламе соцдемы спрашивают избирателей, желают ли те смягчения требований к экзаменам на гражданство и сохранения русских гимназий. Неужто после выборов соцдемы откажутся от требований, прописанных в нынешнем коалиционном договоре (с реформистами), и начнут вести переговоры по поводу гражданства и русского образования? Или, получив голоса русских, положат эти темы под сукно? «Вряд ли даже соцдемы рискнут так нахально использовать избирателя» (очень хорошо это «даже», согласитесь). «Чего хочет добиться партия, сосредоточившись только на русской теме? Разве русские голоса, отнятые у центристов, компенсируют потерянные голоса эстоноязычных избирателей?» Иными словами: с кем вы, соцдемы – с нами или с ними?

На портале Delfi по тому же поводу вздыбился экс-министр образования Яак Аавиксоо (IRL), припомнивший, что на прошлых выборах их кандидат Яак Аллик критиковал в Ида-Вирумаа политику в сфере образования. Ай-яй-яй! «До сих пор переход на эстоноязычное обучение открыто критиковали только центристские самоуправления Таллинна и Нарвы... Теперь к ним скрыто присоединилась часть кандидатов-соцдемов – прежде всего в столице и Ида-Вирумаа». Впечатление, что Аавиксоо пишет о масонском заговоре, а не о проблеме десятков тысяч жителей страны. Постращав русских («скверное знание государственного языка – основная причина последующей разницы в уровне зарплаты»), Аавиксоо от имени избирателя требует от соцдемов определиться: хотят они пересмотреть закон о 60-процентном эстоноязычном гимназическом образовании или не хотят? Короче, соцдемы, не виляйте: с кем вы?

Центристы убеждают избирателя, что все их противники одинаковые. «Если, слушая выступление Евгения Осиновского в парламенте, закрыть глаза, чувство такое, что на трибуне прежний министр Яак Аавиксоо, – пишет в Õhtuleht центристка Майлис Репс. – Осиновский продолжает фокусничать в духе Аавиксоо... Большое вранье не утихает, СМИ его освещают, министры сияют...»

О Сависааре или плохо, или ничего

Как обычно, по центристам СМИ прохаживаются больше, чем по кому бы то ни было. На Delfi Аннете Парксепп, ведущая предвыборный блог портала, с ходу расставляет акценты: «Избирательная кампания Сависаара – как стрельба в школе: с одной стороны, кажется, что писать о ней неэтично, что такой текст легитимизирует плохие поступки и воодушевляет будущих потенциальных последователей героя. С другой – проблема столь велика, что не говорить о ней тоже нехорошо». Ну и, что делать, «статьи, в заголовке которых есть Сависаар или, например, Путин, собирают во много раз больше читателей, нежели статьи с упоминанием любых других мэров или президентов». Парксепп полагает, что в сависааровской пропаганде нет ничего хитрого или изобретательного: «Это простое привлечение внимания, невероятные обещания и нарциссизм вплоть до сравнения себя с Мартином Лютером или Мартином Лютером Кингом». Может быть – но чем от Сависаара отличаются Таави Рыйвас или там Свен Миксер? Непонятно.

Парксепп признает, что не говорить о Сависааре мы не можем, но можем обсуждать идеи, а не лозунги, а также говорить о совсем других вещах, например, о том, кровяная колбаса какого производителя – самая вкусная. Опять же, этот принцип применим ко всей политике. О том, что житейское важнее лозунгов, рассуждает и писатель Андрус Кивиряхк в LP Eesti Päevaleht: «„Что вы пожелали бы эстонскому народу?” Как услышу этот вопрос – сразу потею от стыда и неловкости, потому что, честно говоря, не знаю, что ему пожелать. Не из зловредности или зависти – просто не знаю!.. Не лучше и вопрос о запомнившихся моментах ушедшего года. Я с большим сомнением отношусь к ответам типа „Певческий праздник” или „война на Украине”. Так отвечают, чтоб скорее отбиться от назойливого вопрошающего и выставить себя культурным гражданином с широким кругозором... Я думаю, даже в 1941 и 1949 годах с началом войны и мартовской депортацией конкурировали куда более житейские события».

Так не будем же зацикливаться на политике – и не позволим ей зациклиться на нас.

Комментарии
Copy
Наверх