Наши Дон Кихоты

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Repro

День, прошедший без сообщений об угрозах для Эстонии с востока, можно считать прожитым зря. Шорт-лист персон и организаций, олицетворяющих собой максимальную опасность эстонской государственности, не меняется уже много лет.

Извне это Путин и российское телевидение, изнутри – кремлевская «агентура влияния» в лице центристов и медиа-клуба «Импрессум». Допускаются варианты по мелочам. Между тем существуют факторы риска, гораздо более реальные, чем вторжение Псковской дивизии ВДВ или так пугающие КаПо «идеологические диверсии» медиаклуба.

На днях телеканал NHK World сообщил о первом банкротстве фирмы, занимающейся добычей сланцевой нефти. Ею стала техасская компания WBH Energy, чьи долги превысили 50 млн долларов в результате резкого падения цен на сырую нефть. Такое серьезное внимание к, казалось бы, частному случаю объясняется довольно просто. В начале нового тысячелетия, когда призрак «энергетического голода» приобрел реальные очертания, а цены на ископаемые углеводороды неудержимо стремились ввысь, в Америке, Западной Европе и Японии начался настоящий бум вокруг сланцевых газа и масла.

Относительно низкие затраты делали сланцевую отрасль весьма привлекательной, и многие эксперты сравнивают «сланцевую лихорадку», охватившую в начале 2000-х мировую экономику, с «золотой лихорадкой» времен освоения Клондайка. Однако крах нефтяного барреля грозит свести на нет все усилия, предпринимавшиеся в данном направлении. Транснациональные корпорации, вложившие немалые средства в добычу и переработку сланцев в Северной Америке, справедливо опасаются, что за банкротством одной компании могут последовать и другие.

Пациент скорее жив. Пока…

Любопытный при этом наблюдается феномен. В анализе поступающих сведений об итогах нефтяных торгов эстонские экономисты акцентируют внимание преимущественно на том, как больно падение цены одного барреля аукнется российской экономике. Хотя для эстонской экономики, которая в значительной степени ориентирована на сланцевый сектор, ситуация на нефтяном рынке тоже не сулит ничего хорошего. Правда, по несколько иной причине, но результат от этого не становится менее неприятным.

Технология производства сланцевого масла и его дальнейшей переработки – одно из know how, которыми ученые и практики Эстонии по праву гордятся. Она экспортируется в целый ряд стран, существенно пополняя государственную казну. Однако сегодня наша сила грозит обернуться слабостью. Сланцевая нефть неожиданно оказалась существенно дороже обычной. Как результат – полная или частичная, долгосрочная или кратковременная консервация оборудования сланцеперерабатывающих заводов, сокращение персонала и спад объемов производства, что стало серьезным индикатором общего неблагополучия.

Требуются срочные решения, поскольку «ампутация» жизненно важных сегментов экономики решением быть не может. Но для этого нужно как минимум быть специалистами – либо в экономике, либо в технологии. Желательно и в том, и в другом. Но пока ничего не слышно о существовании, хотя бы в стадии разработки, объективного и научно обоснованного долгосрочного прогноза развития ситуации. Имеются ли реалистичные сценарии для нашей экономики в случае продолжающегося падения цен на нефть, с детальным анализом всех возможных вариантов?

Судя по тому упоению, с которым политики втаптывают в грязь своих оппонентов, их больше заботит «проходной балл» на грядущих выборах. Члены правящего кабинета привычно уповают на формулу «авось само рассосется». В крайнем случае – на то, что «старший брат» придет на помощь. Хотя у самого этого брата, как видим, проблем выше крыши.

Страшнее кошки зверя нет!

Куда проще и привычнее заниматься поиском врагов. Из речи Таави Рыйваса на общем собрании Партии реформ явствовало, что главная угроза безопасности Эстонии – это Центристская партия, а особенно ее председатель. В качестве неоспоримого аргумента премьер-министр нарисовал апокалипсическую картину: «Представьте себе Евросоюз, которым будет руководить Сависаар в год столетнего юбилея Эстонии!».

Заодно досталось и соцдемам. И не за какие-нибудь системные промахи или ошибки в социально-экономической сфере, а за то, что они до сих пор не открыли народу Эстонии правду: готовы ли они взять в правительство центристов? Вот нет сегодня для народа  важнее проблемы!

Утверждать, что Эстонии ничто не угрожает, было бы верхом наивности. Но сегодня в мире нет ни одной страны, которая была бы полностью избавлена от угроз. Им, естественно, необходимо противостоять. Но именно угрозам, а не их фантомам. Рыцарь печального образа, сражающийся с ветряными мельницами, привлекателен как романтический литературный персонаж, но в жизни  просто нелеп.

Комментарии
Copy
Наверх