Списанное армейское оружие и транспортные средства нередко свозят на площадку дожидаться лучших времен, кое-что отправляют в музей. Сдать оружие просто на металлолом нельзя.
Списанное и устаревшее оружие ржавеет
На прошлой неделе Министерство обороны оповестило общественность, что намерено купить у Нидерландов 80 бронетранспортеров Sisu XA-188, модифицированную модель используемых сейчас армией Pasi XA-180, приобретенных в свое время у соседней Финляндии.
В первые годы существования Сил обороны в парадах участвовали российские БТР-80. Они достались не в наследство от уходящей армии, а были конфискованы у торговцев оружием, которые хотели продать их через Эстонию за границу. На БТР установили пулеметы КВПТ и взяли на вооружение.
Дешевле подарить
Поначалу БТР использовались для обучения срочнослужащих, несколько лет они находились в Скаутском батальоне в Палдиски, но после приобретения первых Pasi они стали ненужными.
Поначалу планировалось использовать БТР в других подразделениях, но от этой затеи пришлось отказаться, так как они то и дело выходили из строя.
Сейчас БТР и другая устаревшая техника дожидаются лучших времен на заброшенном аэродроме Советской армии. Хотя бронетранспортеры не старые, ремонтировать их нет смысла. Списать и отправить на металлолом тоже нельзя, так как это обойдется в копеечку.
Как сказал отставной бригадный генерал Урмас Роозимяги, покупая оружие, необходимо подумать о том, что с ним делать после снятия с вооружения.
Порядок ликвидации оружия и боеприпасов регламентируется международными правилами, которые Эстония обязана соблюдать.
Так, в свое время Польша предложила Эстонии старые танки Т-55 советского производства только потому, что дешевле их было подарить, чем уничтожить.
С БТР та же история, и поэтому официально они числятся в резерве, дожидаясь, пока кому-нибудь не придет в голову идея, что с ними делать.
В 1998 году из Финляндии в Эстонию прибыли пушки 105 мм, причем на тот момент они уже были устаревшими, так как их изготовили до Второй мировой войны. Но поскольку у армии не было артиллерии, было решено, что лучше такие пушки, чем вообще ничего.
Сейчас, как сообщил фельдфебель Марек Кохв из Главного штаба, они тоже отправлены в резерв и ждут решения своей участи.
Министерство обороны искало страны, которым можно было бы их подарить, однако никто не захотел их получить. Уничтожение пушек стоит денег, поэтому с этим никто не спешит.
Некоторые 105-миллиметровые пушки были приняты на вооружение для того, чтобы производить торжественные орудийные залпы на государственных похоронах или знаменательных годовщинах.
Вместе с тем военно-морской флот в настоящее время уже уничтожил несколько кораблей. В первые дни формирования ВМФ в эксплуатации находились преимущественно такие корабли, которые уже тогда отслужили несколько десятков лет.
Полученные из Германии минные тральщики класса Frauenlob, по словам пресс-секретаря Министерства обороны Пеэтера Куймета, в настоящее время уже утилизированы. «Точнее говоря, осуществляющая утилизацию фирма сообщила об утилизации кораблей, и для нас эта тема закрыта», — пояснил Куймет.
Передали музею
Минный тральщик Sulev класса Lindau, по словам Куймета, был в прошлом году передан Морскому музею для использования в качестве музейного корабля. По поводу относящегося к тому же классу минного тральщика Wambola Министерство обороны только что получило ответы от других госучреждений, сообщивших, что они не заинтересованы в приобретении корабля. Поэтому в ближайшее время министерство предоставит ВМФ полномочия для проведения конкурса на утилизацию Wambola.
По словам Куймета, минные тральщики классов Lindau и Frauenlob сняты с эксплуатации в ВМФ, поскольку эти корабли являются устаревшими как физически, так и морально. Для них больше не производят запасных частей, а их приспособления для поиска и уничтожения мин устарели.
«По этой причине эти корабли исключены из состава дивизиона минных тральщиков и заменены на доставленные из Великобритании охотники за минами Sandown», — сообщил Куймет.