Принц с планеты Аспергера

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Аспергеры» любят уединение и тишину, 
им  трудно переносить шум больших школ.
«Аспергеры» любят уединение и тишину, им трудно переносить шум больших школ. Фото: cinebum.eu, mediad.publicbroadcasting.net

Синдром Аспергера нередко диагностируется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Как он проявляется, что можно предпринять, каковы прогнозы – об этом наша беседа со спецпедагогом, консультантом Таллиннского учебно-консультативного центра Миленой Погодаевой.

Неумение «устраиваться», понимать законы общежития, следовать его неписаным правилам. Высокомерие и одновременно беспомощность в элементарных житейских ситуациях. Потрясающие таланты в одной области и полные провалы в других. Уход в себя и неожиданная оживленность там, где ее никто не ждал. Похоже на портрет Шерлока Холмса? Если бы великий сыщик жил в наше время, возможно, психиатры поставили бы ему диагноз «синдром Аспергера».

Связь между своеобразными, иногда даже исключительными способностями и странностями в повседневной жизни – совсем не явление нашего времени, такие люди существовали всегда. Двадцатый век принес в обиход такое понятие, как «аутизм». Так стали называть широкий спектр особенностей поведения с затруднениями в контакте с внешним миром. Разные его формы настолько не похожи друг на друга, что их лишь условно можно объединить в одну группу. Этот диагноз может относиться как к человеку, почти полностью выключенному из общения с миром, едва реагирующему на самых близких, так и к тем, кто ведет почти обычную жизнь.

Из созвездия аутизма

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал детей, отличавшихся неспособностью к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Однако прошли десятилетия, прежде чем были определены диагностические стандарты этого нарушения развития, которое психиатры относят к числу более легких расстройств аутического спектра. В отличие от «настоящего» аутизма у таких детей обычно хорошо развита речь, в порядке интеллект и, в принципе, дети-аспергеры могут обучаться по государственной программе массовой школы. Чем же они отличаются?

Ребенок предлагает соседу по парте конфету. Тот, стесняясь, отказывается. Но по неуверенному тону и отведенным глазам предлагающий понимает, что на самом деле тот хочет взять, но не решается. И тогда предлагает еще раз. Ребенок же с синдромом Аспергера среагирует только на слова: нет – значит, нет. Не потому, что он черствый или жадный. Просто потому, что все, что не названо словами, для него не очевидно. Он все понимает буквально. Он может чувствовать, что в поведении соседа что-то не так, но не может сказать, что конкретно. «Аспергеров» отличает некое «слепое пятно» на том месте, где у людей складываются гипотезы о чужих мыслях и чувствах. Это и есть один из диагностических признаков для определения этого синдрома.

Или другой пример теста. На картинке изображены две девочки, мячик и две коробки – синяя и красная. Девочки прячут мячик в красной коробке. На другой картинке одна девочка выходит из комнаты, а другая перепрятывает мячик в синюю коробку. На следующей картинке девочка возвращается. В какой коробке она будет искать мячик? Обычный четырехлетний ребенок скажет, что в красной: девочка же помнит, где они прятали мячик! Ребенок же с синдромом Аспергера скажет, что в синей. Потому что он знает, где теперь находится мяч, а то, что этой информацией могут не владеть другие люди, ему в голову не приходит.

И такая «несообразительность» никак не связана с тем, что ребенок невнимателен или плохо соображает. Наоборот, такие дети обычно обладают высоким интеллектом и часто достигают поразительных высот в том, что им по-настоящему интересно. Дети-«аспергеры» чаще всего отличаются замечательной памятью, с самого начала могут говорить правильно, без каких-либо речевых нарушений и без нарушений звукопроизношения, зачас-тую речь их цветиста и изобилует книжными оборотами.

У многих людей с синдромом Аспергера есть трудности с «контактом глаз». Многие очень мало смотрят в глаза другим людям, так как это их эмоционально перегружает, другие же смотрят в глаза неэмоциональным «вытаращившимся» взглядом, который вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

Холодные снаружи, беззащитные внутри

Люди с синдромом Аспергера воспринимают эмоции как побочный продукт мышления, значение которого окружающие почему-то сильно преувеличивают. Такие дети часто теряются, когда речь идет о сочувствии и жалости, ведь боль – чувство неприятное, но при этом в глазах взрослых боль за другого почему-то считается «хорошей». Это нелогично, а следовательно, тревожно и вызывает агрессию.

Они могут казаться жестокими или бесчувственными. Красивое, спокойное, ничем не озабоченное и неэмоциональное лицо человека, глядящего сквозь других или в себя, – так называемое «лицо принца» – также один из диагностических признаков «аспергеров». Они искренне не понимают, как переварить болезненную эмоцию и просто отрицают ее.

Замкнутость, высокомерие, равнодушие и прочие грехи, которые часто вменяют в вину «аспергерам», – всего лишь способ защиты от хаотического, агрессивного и непредсказуемого мира чувств. Правда, это не защищает «аспергеров» от обычной реакции психики:

загнанные внутрь эмоции порождают высокую тревожность. Она неизбежно ищет выхода – либо в агрессии, либо в особых «ритуалах», к которым часто склонны люди аутистического плана. Особенности «аспергеров» сужают круг их общения, но в наше время благодаря Интернету такой круг все же находится.

Какой должна быть школа для «аспергера»?

Дети с синдромом Аспергера требуют особой поддержки и обучения – тонкого, вдумчивого и уважительного. В целом вся работа с такими детьми строится на осознании: там, где не удается понять интуитивно, следует осмыслять рационально и запоминать.

Для таких детей очень важна привычность процесса, окружающих вещей, людей и ситуаций. Поскольку социальная коммуникация нарушена, большое значение имеет четкая структурированность деятельности. К примеру, «аспергеры» должны быть уверены: я сегодня приду, открою эту дверь, сяду за эту парту, рядом с ней находится этот стул. Он стоит именно так. На столе лежат три книги, они лежат именно так. Я сижу, я здесь, я смотрю, учебный процесс идет именно так, его ведет именно этот учитель.

Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в отношениях со сверстниками. «Аспергеры» – из-за своего специфического поведения, речи и интересов, из-за слабой способности воспринимать и социально отвечать на неречевые признаки – часто становятся жертвами задир, обидчиков и хулиганов. Такой ребенок обычно бывает озадачен причиной такого плохого отношения, не понимая, что им было сделано «не так», «не по правилам». Все это свидетельствует о том, что «аспергеру» будет лучше в небольшом классе, с учителем, который понимает потребности таких учеников, умеет и хочет с ними работать.

К счастью, в Эстонии существует

система обучения детей, у которых диагностирован этот синдром. В частности, это обучение в малом классе – до четырех учащихся. Малые классы существуют в 36 школах Эстонии, но пока классов для учащихся с аутизмом и синдромом Аспергера меньше, чем классов для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Существуют различные методики, которые могут в какой-то степени смягчить выраженность проявлений синдрома Аспергера у детей: это, прежде всего, поведенческая терапия. Сейчас ее активно использует директор таллиннской школы Кадака Алевтина Полищук. Она пока единственный специалист, который  занимается этим на русском языке. Сложность состоит в том, что в школе должна быть команда специалистов, которая работает с ребенком и родителями. Родителям важно ни в коем случае не устраняться от процесса воспитания и помогать учителю.

А может, само пройдет?

Но не все понимают, что их особенным детям нужны особые школы. Зачастую люди считают, что в условиях обычной школы ребенок перерастет свои странности, закалится в общении с одноклассниками. Это может быть некой защитной реакцией, поскольку весьма непрос-то признать, что у ребенка есть проблемы развития. Однако родителям нужно понять: нарушения развития останутся навсегда. Другой вопрос, что с возрастом они могут немного сгладиться. И чем больше с ребенком занимается подготовленный педагог, тем дальше в этом процессе можно продвинуться.  

Синдром Аспергера вовсе не обрекает человека на несчастливую жизнь. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные этим людям, часто выводят способности в их области интересов на высокий уровень. Когда эти интересы совпадают с материально или социально полезной задачей, «аспергеры» могут жить в достатке. Хотя многие «аспергеры» не достигают в жизни того, что обычно считается «успехом в обществе», и многие из них на всю жизнь остаются одинокими, хотя они вполне могут встретить понимание у других людей и установить с ними близкие отношения. И создать семью, причем их дети могут и не унаследовать синдрома Аспергера.

Поддержка  близких

Людям с синдромом Аспергера очень важна поддержка родителей и близких людей. Можно дать некоторые советы по общению и воспитанию детей-«аспергеров».

• Будьте терпеливы. Старайтесь стать для своего ребенка бухтой спокойствия и оплотом здравомыслия. Приготовьтесь к тому, что многие вещи, связанные с общением, вам придется повторять много раз.

• Никогда не смейтесь над ними.

Эти люди болезненно самолюбивы. Полученная травма может отразиться на психическом и физическом здоровье. Разъясняйте ребенку смысл безобидных шуток, поддерживайте его собственное стремление к юмору.

• Уважайте его пространство. Люди аутистического склада любят уединение и тишину, собственные занятия, им крайне необходима своя комната, куда другим нельзя заходить без спроса.

• Не избегайте физического контакта. С близкими «аспергеры» по-своему могут поддерживать тесные отношения. Порой это не объятия, а просто

сидение бок о бок или возможность поваляться рядом с книжкой.

• Хвалите и говорите комплименты.  Несмотря на внешнее безразличие, такие люди буквально впитывают похвалу тех, кому доверяют, и это их мотивирует. Но не стоит делать их особые способности объектом своего тщеславия. Ребенку это может быть неприятно. К тому же он и так склонен задирать нос.

• Больше играйте, занимайтесь творчеством. «Аспергеры» стремятся к реализации в разных видах творчества, имитации различных стилей или участию в сценических постановках: когда они говорят, их отпускают тревоги и страхи. Пусть дорогой вам человек и не такой, как другие, и порой с ним трудно, но вы-то знаете, какая интересная и глубокая личность таится в нем. Пусть семья станет для него местом, где он окрепнет и расцветет в тепле и доверии.

Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера заключается в том, что окружающие объясняют их особенности «ненормальностью», «чудаковатостью» и «ленью», ожидают от них тех же стандартов поведения, что и от большинства людей. В результате и люди

аутического спектра предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понимать, что любой человек может быть талантлив и успешен в одном и некомпетентен в другом, даже если это другое – такая простая вещь, как беседа по телефону или светский разговор.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх