Международное вмешательство

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мариуполь после обстрела.
Мариуполь после обстрела. Фото: SCANPIX

Ситуация на Украине вновь обострилась. Шок от неожиданной и бессмысленной гибели десятков мирных жителей Мариуполя сравним с тем, который мир испытал, узнав о сбитом в районе украинского конфликта «Боинге». И особенно страшно от мысли, что конца этому сегодня не видно.

Оппозиционный российский политик Борис Немцов в субботу написал в Facebook, что Путин пошел ва-банк и его цель – взятие Мариуполя и сухопутный коридор в Крым. Можно долго рассуждать о планах Путина и о том, насколько действия сепаратистов в Донецке и Луганске направляются из Кремля, но если бы Россия не была причастна к обстрелу Мариуполя, в ее интересах было бы первой настаивать на беспристрастном международном расследовании случившегося.

Однако вместо этого мы слышим новые обвинения в адрес НАТО и Запада в целом, которые «сдерживают» и «шантажируют» Россию, отправляя свои легионы воевать на Украину. То обстоятельство, что доказать эти обвинения невозможно, в данном случае не играет роли – главное, уверить собственных граждан в том, что их страна непогрешима, а любой, кто считает иначе, – враг. В этой ситуации не сработают никакие самые убедительные результаты самого беспристрастного расследования, поскольку ставка делается не на аргументы, а на эмоции.

Жить в мире, где тебе четко показали, где черное, а где – белое, освободив от обязанности критически мыслить и сомневаться в собственных поступках, очень соблазнительно. Восемьдесят с лишним процентов россиян, поддерживающих курс своего руководства, не первые, кого поймали на удочку этого подхода. Похожим соблазнам подвергается сегодня Греция, а годовщина Холокоста напоминает нам о том, к каким ужасным последствиям подобное приводило в прошлом.

В речах российского руководства все чаще, как бы между прочим, проскальзывают слова о глобальной войне, в том числе с Европой, в том числе с использованием ядерного потенциала. Полностью безопасного выхода из этого противостояния нет. Если экономическая ситуация в России еще ухудшится, руководство страны может решить, что ему нечего терять. Если нефть вдруг снова подорожает, Путин снова почувствует себя всесильным. Можно надеяться только на то, что ненормально высокий процент поддержки путинской политики среди россиян перед лицом экономических трудностей сменится не менее острым разочарованием. И что к тому моменту не будет слишком поздно.

А что можно сделать до тех пор остальным? С точки зрения международного сообщества удачной мыслью представляется добиваться введения на Украину интернациональных миротворческих сил, хотя  сложно представить себе, при каких условиях Россия согласится не блокировать этот план в Совете Безопасности ООН. Что касается Украины, то ей необходимо усвоить, что никто не будет воевать и работать за нее, пока она сама не победит коррупцию, разруху и измену как в собственной армии, так и в госструктурах в целом. Звучит малореалистично? Но простых и однозначных решений в сложившейся ситуации, увы, не существует. Ни для кого.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх