Боевикам из ЭР грозит уголовное преследование

Оливер Кунд
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иван Сазанаков, он же Абдурахман Азан.
Иван Сазанаков, он же Абдурахман Азан. Фото: Facebook

В ближайшее время Государственная прокуратура на основе собранной Полицией безопасности и опубликованной в СМИ информации примет решение о том, будет ли возбуждено уголовное дело в отношении двух выходцев из Эстонии, примкнувших к военизированным организациям. В случае обвинительного приговора подобное карается лишением свободы на срок от пяти лет и вплоть до пожизненного заключения.

Наиболее пристальное внимание следствия привлек выросший в таллиннском районе Ласнамяэ, но не имеющий гражданства Эстонии 31-летний новообращенный исламист Иван Сазанаков, он же Абдурахман Азан. В 2013 году он вступил в ряды террорис­тической группировки «Исламское государство» (ИГ) и увез с собой из Эстонии свою жену Лолиту и двух дочерей.

Во-вторых, ведется анализ доказательств, собранных против 23-летнего Роберта, который 23 ноября примкнул к Курдской армии YPG (Комитет народной самообороны), чтобы бороться против «Исламского государства» на границе Турции и Сирии.

Международные обязательства

Ведущий госпрокурор Стевен-Христо Эвес­тус сказал Postimees, что начать расследование в отношении вступившего в ряды ИГ Сазанакова Эстонию обязывают международные антитеррористические конвенции. Сазанаков может быть отдан под суд на основании статей Пенитенциарного кодекса, касающихся членства в террористических организациях или оказания поддержки террорис­тическим группировкам. 

То, что Сазанаков не является гражданином Эстонии и не находится на ее территории, отнюдь не препятствует возбуждению в отношении него уголовного дела. Однако обвинение не может быть направлено в суд до того, пока обвиняемый не будет допрошен в рамках предварительного следствия.

Вероятность того, что такая возможность действительно появится, невелика. Вместе с тем обвинения по статьям о соучастии в терактах и членстве в террористических организациях не имеют срока давности. Это означает, что наказание в отношении этого человека может применяться в будущем без каких-либо ограничений по срокам.

Угрозы для Эстонии нет

Обвинения против Роберта могут быть не такими тяжелыми. Строго говоря, хотя этот человек и принимает участие в незаконных боевых действиях, он не является членом террористической организации. «В этом случае в Эстонии также можно проводить уголовное следствие, но вопрос заключается в том, какие деяния человек совершал – есть ли среди них взрывы, незаконное применение огнестрельного оружия, преступления против личности или же что-то иное», – пояснил Эвестус.

По утверждению государственного прокурора, прокуратура не может оставить преступление без внимания даже в том случае, если оно совершается в Сирии и подозреваемый никогда не вернется в Эстонию. «Если налицо признаки преступления – человек может входить в террорис­тическую организацию и активно там действовать, а информация об этом достоверна, – на это необходимо отреагировать», – говорит Эвестус.

До сих пор уголовное дело не было возбуждено по той причине, что ни одно из поступивших сообщений не свидетельствует об угрозе для эстонского государства, а деяния, совершенные в другой стране, требуют проведения обстоятельного анализа.

Несколько недель назад Сазанаков позировал на фотографии в Facebook с противотанковым орудием и называл «тварями» убитых карикатуристов издания Charlie Hebdo.

По словам профессора уголовного права Тартуского университета Яана Гинтера, ключевой вопрос заключается в том, каким образом удастся доказать преступление. Одних намерений недостаточно, должны быть доказательства реальных деяний.

 «Того, что человек пишет о себе в социальных сетях, еще недостаточно, чтобы признать кого-то виновным. Все зависит от того, что на самом деле было сделано этим лицом и что из этого можно доказать в Эстонии», – говорит Гинтер.

Это подтверждает и Эвес­тус. «Как прокурор я придерживаюсь такого мнения, что прежде всего необходимо скрупулезно установить, кто вербовал лицо, откуда пришла финансовая поддержка, откуда поступили инструкции – куда ехать и с кем встречаться. На след такой информации можно напасть и в Эстонии», – полагает госпрокурор.

Пример других государств

Эвестус отметил, что поскольку в Эстонии не сложилось обширной практики передачи в руки правосудия обвиняемых в терроризме лиц, в ходе сбора доказательств и составления обвинения прокуратура руководствуется не только законодательством, но и опытом европейских стран.

Например из 550 граждан Германии, сражавшихся в рядах «Исламского государства», уже вернулись на родину примерно 180 человек. В декабре суд Германии приговорил первого из них, 20-летнего молодого человека из Франкфурта, почти к четырем годам лишения свободы. Осужденный поддерживал террористичес­кую деятельность ИГ, однако сам он не выстрелил ни разу.

Недавно Латвия сообщила о том, что разоблачила трех латвийцев, отправившихся сражаться на стороне украинских сепаратистов. Теперь им грозит до восьми лет лишения свободы.

Полиция безопасности сообщила, что получила несколько сообщений по поводу жителей Эстонии, отправившихся воевать на Украину на стороне пророссийских сепаратистов или желающих примкнуть к ним. Как стало известно Postimees, с некоторыми из этих людей были проведены беседы.

В отличие от участников боевых действий в Сирии, судить членов сепаратистских группировок на Украине могут и украинские власти. В этом случае Эстония может просто выдать Украине интересующих ее лиц.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх