Страховой маклер – адвокат клиента

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Исполнительный директор  IIZI Kindlustusmaakler Игорь Федотов уверен, что страховой маклер для неосведомленного потребителя подобен адвокату по страхованию, который поможет ему найти наиболее подходящее решение.
Исполнительный директор IIZI Kindlustusmaakler Игорь Федотов уверен, что страховой маклер для неосведомленного потребителя подобен адвокату по страхованию, который поможет ему найти наиболее подходящее решение. Фото: Тайро Луттер

Наряду со страховыми фирмами в течение последних двадцати лет посреднической деятельностью в сфере страхования занимались также страховые маклеры, доверие к которым  в последнее время весьма выросло.

«Дорожную страховку я покупаю на Statoil, где рассматривают предложения страхового маклера. У маклера есть общая картина цен на услуги различных страховых фирм, изучив которые, можно выбрать и купить страховку прямо на месте. Я отдаю предпочтение самому дешевому предложению», – рассказывает о своем опыте приобретения дорожного страхования жительница Тарту Хейди.

И все же  Statoil со страховым маклером не сотрудничает. В последние годы партнером топливного предприятия является конкретная фирма – If Kindlustus. Это наглядный пример того, как люди путают деятельность страхового маклера и страхового агента. А разница между ними вполне существенная.

Логика предложений

«Агент представляет страховую компанию и оказывает посредничество в реализации услуг этой фирмы. В то же время страховой маклер представляет клиента, то есть потребителя страхования, и выступает посредником в реализации  услуг многих страховщиков», – объяснил разницу член правления Союза страховых маклеров Эстонии и исполнительный директор IIZI Kindlustusmaakler Игорь Федотов.

По его словам, причина того, почему потребитель ставит знак равенства между агентом и маклером, в том, что агенты и сами маклеры не удосуживаются должным образом проинформировать потребителя.

«Заключение договора через страхового агента предполагает, что потребитель неплохо осведомлен в области страхования», – говорит Федотов и отмечает, что зачастую человек должен быть способен сам разобраться в деталях заключаемого договора.

Работа страхового маклера прежде всего заключается в том, чтобы проконсультировать клиента и предложить ему решение, лучше всего отвечающее его интересам. «То есть можно сказать, что страховой маклер – это своеобразный страховой адвокат клиента», – поясняет исполнительный директор IIZI Kindlustusmaakler.

В этом и состоит причина, по которой, как утверждает Федотов, при приобретении страховки через маклера потребитель получает более надежную гарантию – человек, понесший ущерб из-за ошибки маклера, может предъявить ему претензию. И такие случаи действительно бывали.

Если отправиться на домашнюю страницу какой-либо  страховой фирмы, можно понять, чем отличаются варианты страхования, которые клиенту предлагает маклер. «Сравнению подлежат как различные составляющие услуги, так и их стоимость», – поясняет исполнительный директор Союза страховых маклеров Кайдо Тропп.

Часть маклеров предоставляет людям возможность сравнить предложения страховщиков, другие же предлагают заключать договоры непосредственно через Интернет. Однако у большинства маклеров каналов для продаж через Интернет пока нет. Их главный рабочий инструмент: телефон, электронная почта или т.н. продажа из-за стола.

Хотя маклеры являются посредниками в распространении предложений от страховых фирм, совсем не обязательно заключать с ними договор о сотрудничестве. В Эстонии такие есть, но, как правило, они регулируют внешний формат страхового предложения и способы внесения оплаты.

Работу страхового маклера оплачивает клиент. Как и агент, маклер обязан сообщить клиенту стоимость своего посредничества до заключения договора.

Заинтересованных много

На примере IIZI можно заметить, что частные клиенты в основном заключают т.н. обязательные,  наиболее востребованные договоры. «Дорожное страхование, страхование путешествий, добровольное страхование транспортных средств и страхование жилья», – перечисляет Федотов.

Интерес к сопоставлению цен и условий договоров различных страховых фирм растет, об этом говорит и то, что в прошлом году к IIZI только по вопросу о страховании путешествий поступило 100 000 обращений. Не последнюю роль тут сыграли и произошедшие за последние полгода громкие истории, которые вызвали большой общественный интерес.

Исполнительный директор Союза страховых маклеров Тропп отмечает, что подобные страховые случаи становятся пробным камнем: как обслуживать людей так, чтобы они не только получили нужную им страховку, но и сама услуга по выбору гарантировала максимально качественное ее использование. В последнем случае имеется в виду, что работа маклера не завершается заключением договора, а продолжается в течение всего периода его действия и при желании охватывает также оказание помощи застрахованному лицу при вероятном страховом случае.

Тут Тропп ссылается на попавшего в ловушку в Таиланде отца семейства, который хотя и приобрел договор через страхового агента, однако его страховка все же не покрывала всех вероятных рисков, в том числе и тот самый случай, который стал причиной изрядной головной боли для этой семьи. (Семья из Эстонии попала в Таиланде в аварию на взятом в аренду автомобиле, за который требовалось заплатить крупную сумму – прим. ред.)

«Вместе с тем маклер не может предлагать такого рода страхование, ведь, исходя из закона, первым делом следует установить интерес страхующегося лица и предлагать страховое решение сообразно этому интересу», – разъясняет он.

По словам Троппа, проблемы в Таиланде не возникло бы, если бы отец семейства перед поездкой разобрался, в каком  именно случае действует его  страховка путешествия. По словам специалиста, эта история наглядно демонстрирует, что хотя предложение клиенту страховых услуг и должно осуществляться по принципу «сначала спрашиваем, что требуется, потом предлагаем», на самом деле так получается не всегда.

Растущий рынок

Страховые маклеры работают в Эстонии параллельно со страховыми компаниями уже более двадцати лет, но резкий рост их популярности стал заметным в последние лет пять. В настоящее время в Эстонии действуют 45 подобных предприятий, шесть из них являются филиалами.

«Поскольку в Эстонии страхующиеся лица любят сравнивать цены, 54 процента договоров страхования ущерба заключается при посредничестве маклеров», – отмечает Тропп.

Когда фирма получает лицензию страхового маклера, она приобретает право оказывать посредничество по всем видам страхования – в этом отношении ограничений в законе нет. Хотя встречаются маклеры, которые специализируются на посредничестве по  какому-то конкретному виду страхования.

«Если маленький страховой маклер выходит на рынок, то обычно он начинает с предложений дорожного страхования, каско и страхования жилья», – рассказывает исполнительный директор Тропп. А некоторые маклеры специализируются, например, на страховании крупных грузов или всего, что связано с  мореходством.

комментарий

Артур Праун,член правления If Kindlustus

Роль страхового маклера заключается в представлении клиента, то есть страхующегося лица, а также  в посредничестве по заказу клиента при страховании; за свою посредническую деятельность он получает плату. Маклер не предлагает страховую защиту, ее предоставляет клиенту страховая компания.

В силу этого принципиального отличия маклеры и страховые общества работают на разных рынках и их сопоставление в контексте рынка страхования подобно сравнению яблок с апельсинами.  Оба являются фруктами, но совершенно разными.

Суть работы страхового общества – это подобрать исходя из потребностей клиента наилучшую из всех возможных страховую защиту, чтобы клиент чувствовал себя уверенно, если ему придется понести какой-либо ущерб. Многие клиенты предпочитают обращаться за консультацией непосредственно в общества, хотя, разумеется, существуют и такие клиенты, которые предпочитают услуги маклера.

В этом смысле услуга страхового маклера дополняет страховой рынок, но, конечно, не является конкурентом для страхового общества. Из проведенного в 2014 году TNS Emor мониторинга страхового рынка частных клиентов следовало, что примерно две трети клиентов предпочитают общаться непосредственно со страховым обществом.

По мере развития интернет-услуг клиенты стали все чаще отдавать предпочтение  простейшему приобретению страховки через  домашние страницы страховых обществ. Количество пользователей интернет-обслуживания  If Kindlustus в пошлом году удвоилось, и в дальнейшем можно прогнозировать, что эта тенденция будет расширяться.

Комментарии
Copy
Наверх