Беспрецедентный прецедент Джульетто Кьезы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Я бы сказал: дорогой мой Путин, вы можете спасти не только Россию – вы 
можете спасти весь мир!..»
«Я бы сказал: дорогой мой Путин, вы можете спасти не только Россию – вы можете спасти весь мир!..» Фото: Лийс Трейманн

Скандальный гость медиаклуба «Импрессум» все-таки прибыл в Эстонию и в пятницу, 23 января, выступил перед публикой – правда, не в Таллинне, а в Маарду: ближе конференц-зала не нашлось.

Из того, что ряд столичных отелей и учреждений отказались не то что сдать в аренду помещение для выступления Кьезы, но и селить его у себя, можно сделать три вывода: во-первых, страна у нас куда менее свободная и демократичная, чем принято считать; во-вторых, у властей есть способ надавить на частные компании, что само по себе прекрасно; в-третьих, Джульетто Кьеза для наших властей – как бельмо на глазу. Почему – остается только догадываться.

Да, Кьезу с точки зрения господствующих трендов европейской политики можно счесть радикалом – он уверен, что Россия нисколько не угрожает европейской демократии. Да, он известный конспиролог, уверенный в том, что и теракт 11 сентября США организовали сами, и события на Украине – дело рук заокеанской империи, решившей ударить по России, а Путин, наоборот, спасает мир.

Все это, однако, никак не оправдывает ущемления прав Джульетто Кьезы как человека и гражданина ЕС, членством в котором мы гордимся. К аргументам Кьезы стоит прислушаться хотя бы для того, чтобы обоснованно их опровергнуть – если получится. Или все настолько плохо, что наша власть боится слов как таковых?

В Маарду Кьеза рассказывал о том, почему Европе не нужно бояться России. Его позиция вкратце такова: в скором будущем всех нас ждет грандиозная катастрофа, поскольку ресурсы ограничены, а население растет; американские неоконсерваторы хотят сделать США сильнейшей страной мира, для чего им надо будет покорить Китай; но прежде Китая надо сломить Россию, которая единственная способна противостоять Америке в грядущем катаклизме. С этой целью США спровоцировали события на Украине. Россия же все эти годы вела себя более чем сдержанно, и опасаться ее не следует.

Россия все делает правильно

– Возьмем реалии сегодняшнего дня: рубль падает, стабильности российской экономики – конец, между тем у этой огромной страны есть ядерное оружие – как ее не бояться? Кроме того, как ни крутите, РФ воевала с Грузией и присоединила Крым, причем не без участия армии...

– Я считаю, что тут все факты извращены. Говорят об экономическом кризисе в России – а что делать с экономическим кризисом Запада? В Европе он продолжается, США утверждают, что из него вышли, но они врут. Они просто напечатали несколько триллионов долларов... Да, Россия страдает от кризиса, но только кризис на Западе – в десять раз больше.

Далее, Россия никого не захватывала. Она не признавала Южную Осетию и Абхазию десять лет! Да, Россия им помогала, они не могли бы состояться без помощи России, – но Путин не признавал их независимость до 2008 года. Вспомним историю: войну начали грузины, конкретно – господин Гамсахурдия. Случайно вышло так, что я был первым журналистом, который взял у него интервью. Я своими ушами слышал, как он говорил: «Мы захватим Южную Осетию и вернем ее в состав Грузии, даже если нам придется убить всех осетин». Когда у противника такие планы, люди вооружаются и защищаются – как иначе?

Война 2008 года началась потому, что США убедили Саакашвили захватить Абхазию и Южную Осетию. Ничего бы не произошло, если бы Саакашвили не принял решение атаковать Южную Осетию и не убил бы более тысячи человек. Россия отреагировала с трехдневным опозданием, и, конечно, армия Грузии была разгромлена за полдня. Это хорошо.

Однако Россия могла бы захватить всю Грузию – и не сделала этого. Значит, никаких планов захвата Грузии ни у Путина, ни у Медведева не было. При этом Абхазия хочет быть не частью РФ, а самостоятельной страной. Что до Южной Осетии, народ там такой бедный, что чувствует себя в безопасности в составе России – и, может, через десять лет проведет референдум и решит войти в ее состав. Сейчас это невозможно, Путин ответит отказом.

– Но Крым уже вошел в состав России.

– Да, вошел. Опять же, вспомним историю. Февраль 2014 года – военный нацистский переворот в Киеве. А Киев – не только столица Украины, но и «мать городов русских». Думаете, организаторы этого не учитывали?.. США использовали Украину как дубинку, чтобы ударить по России. Русские Украины терпели 23 года, для них годы независимости были... не скажу «адом», но очень плохим временем. Их бросили на произвол судьбы. Потом случился нацистский переворот, и новые вожди провозгласили войну против России. Первое решение, которое они приняли, – отменить русский язык на Украине... Госпожа Тимошенко заявила, что надо уничтожить восемь миллионов русских на Украине ядерным оружием! (Речь о записи телефонного разговора; сама Тимошенко утверждала, что запись частично смонтирована - Н.К.) Украинские фашисты заявляли, что Россия – враг. Как должны были реагировать местные русские? Они испугались. Если бы я был русским и жил на юго-востоке Украины, я бы тоже тревожился за свою семью, моих детей...

До референдума в Крыму Путин не сделал ничего, чтобы поощрить крымчан. Он знал, в какую ловушку его хотят заманить. Его хотели уничтожить, он знал, чем рискует. Но референдум с юридической точки зрения был безупречен. Кто принял решение о референдуме? Парламент Крыма! Крымчане не хотели крови. Ну а после референдума Путин уже не мог отказаться. Как он мог бросить этих людей? Добавлю: украинские события привели к духовному возрождению русских. Я видел это в Москве, я видел это за Уралом, в Екатеринбурге. Люди спрашивали себя: «Почему нас не любят? В чем мы виноваты? Когда и кого мы атаковали?»

Когда нет «плана Б»

– А Донбасс?

– Донбасс стал сопротивляться заранее, когда к власти пришли нацисты. Сопротивление разворачивалось постепенно, повстанцы захватывали административные здания и так далее. Основные события начались после того, как случился погром в Одессе. Если бы в Киеве были разумные руководители, сопротивление можно было бы успокоить, сказав жителям Донбасса, что украинские власти хотят с ними договориться. Вместо этого в Донбасс послали войска. Почему? Потому что план был другим: спровоцировать русских. То, что мы имеем сегодня на Украине, – это не последствия российского вторжения. Никто на Украину не нападал. Путин повел себя как разумный руководитель, когда послал в Крым дополнительные войска. В Крыму нет войны, нет крови, там мир – факт. Путин поступил правильно, чтоб остановить сумасшедших нацистов, которые захватили власть в Киеве. Так что Россия не захватила ни пяди чужой территории. До Крыма территория России не увеличивалась. Наоборот, можно было бы обвинить Россию в том, что она ничего не делала.

– Что, например?

– Россия могла бы потребовать: не трогайте русских, которые живут за границами РФ. Они – наши братья, наши друзья, пожалуйста, ведите себя с ними хорошо. Если бы Россия вела себя решительно, может, на Украине не было бы четырех антирусских президентов подряд.

– Вы пророчите в том числе Третью мировую войну. Кто может стать победителем в такой войне?

– Я думаю, никто, потому что это будет не только ядерная война. Сейчас есть и другие виды вооружений, и государства готовы их применить. Любые военные затраты сегодня смешны, они показывают глупость властей. Третья мировая будет кошмаром, в котором погибнут два-три миллиарда человек. И фронтов на этой войне не будет.

– Насколько этот сценарий вероятен?

– К сожалению, он достаточно вероятен. Таков уж интеллектуальный уровень мировых лидеров. Недавно я прочел слова инвестора Уоррена Баффета – миллиардера, одного из тех, кого можно назвать master of the universe – «хозяин вселенной». Баффет говорит, что миллионером может стать кто угодно, если у него в кармане есть 40 долларов. Это слова полного кретина! И если такой кретин правит вселенной... Если такие люди будут принимать решения, война, увы, вероятна. Их главное заблуждение – в том, что они выживут. Помните фильм «2012»? Блестящий фильм-катастрофа, в котором была показана идеология «хозяев вселенной» (по сюжету этой ленты элита строит «ковчеги», чтобы выжить после мировой катастрофы – Н.К.)

Ну и потом – есть вещи, которые выходят из-под контроля. Кризис вообще развивается нелинейно. Это не только мое мнение – так говорит мой друг Мартин Лис, интеллектуал, он долго был одним из секретарей Римского клуба. На годовщине падения Берлинской стены Лис заявил, что кризис будет состоять из ряда коллапсов. А что такое коллапс? Это, скажем, Фукусима. Целая страна находится на грани катастрофы, власти ошибаются в оценках – и кризис невозможно контролировать, нет ресурсов. Представьте себе, что в Европе в течение недели нет электроэнергии... Наше общество невероятно уязвимо. Каждый день мы понемногу нарушаем равновесие, в какой-то момент система не выдержит. Это как с железом: его можно согнуть раз, другой, третий, потом его легко сломать. Технология не спасет: без электричества технику можно отправлять на свалку. Встанет вопрос, как добыть ресурсы, и война начнется неизбежно – все мы хотим выжить.

Сейчас самое время мировым лидерам понять, что пора перестроить все существующие отношения. Это должно быть начало новой эпохи. Мы можем спастись, если осознаем проблему нехватки ресурсов. Через двадцать лет будет поздно. Надо поднимать народы, надо их информировать. Говорить только правду! Мне 75 лет – и у меня нет «плана Б». Только «план А». К чему околичности, если надо кричать о том, что нас ждет?

Нечто больше социализма

– Вы рассказываете о катастрофе который год. Есть какой-то результат?

– Есть, и это меня обнадеживает. Мой союзник – беспокойство людей. Оно растет. Я говорю обо всем этом уже лет десять. Вначале я был в полной изоляции: меня называли сумасшедшим, требовали не подпускать меня к СМИ. Но и тогда у меня не было «плана Б»... Сейчас, несмотря на то, что ТВ меня игнорирует, каждый день миллион человек читает меня в Интернете. Фейсбук – отличная штука. Ко мне прислушиваются не только в Италии, но и в Германии, Франции, Испании. И в России, и на Украине.

– Вы долгое время были членом Компартии Италии. Как вы думаете, социалисты справились бы с теми задачами, о которых вы говорите?

– Принцип справедливости – это социалистический принцип, и я от него не отказываюсь. Я считаю, что надо менять координаты. В Италии я не могу использовать слово «левый» – оно потеряло свое значение. Поколение двадцатилетних меня не поймет. Левая идея на Западе скомпрометирована, и, кстати, не из-за развала СССР. Она не умерла в Латинской Америке, где левые производят идеи и экспериментируют с ними. Что будет с левой идеей в России – я не знаю. Там, безусловно, есть ностальгия по социализму...

– Для меня это загадка: вы поддерживаете политику Путина, хотя путинская Россия с социализмом не имеет ничего общего.

– Совершенно верно, и я не поддерживаю Россию как капстрану. Капитализм идет к катастрофе везде, и в России – тоже. Но, учитывая общую ситуацию, я считаю, что Путин и Россия на сегодня – единственный заслон против войны. Если бы я смог поговорить с Путиным, я бы сказал ему: «Дорогой мой Путин, вы можете спасти не только Россию – вы можете спасти весь мир! Для этого вам нужно изменить ориентиры, говорить с миром на другом языке...» Конечно, это гипотетический разговор. Но сейчас защитить Россию – значит защитить мир.

– Если говорить о распределении ресурсов, возможно, эту задачу лучше решила бы плановая экономика...

– Я использую другое выражение: роль государства. Даже если страна остается капиталистической, без направляющей роли государства в экономике спасения не будет. Увы, термин «плановая экономика» тоже исчерпал себя... Далее должна быть справедливость, без нее мы точно не спасемся. Когда Маркс говорил: «Или социализм, или варварство», – он именно это имел в виду. И духовное возрождение. Запад духовно и интеллектуально мертв, он утерял моральные ориентиры. Вот три кита, на которых должен стоять мир. Их можно назвать социализмом, но я думаю, они больше социализма.

– Что вы предпримете в свете того, что в декабре вас выдворили из Эстонии?

– Я уже оспорил это решение в вашем административном суде. По-моему, нарушены и эстонские законы, и европейские. Меня не имели права выдворять, потому что я не враг эстонского народа. Мне сказали, что решение будет скоро, потом я пойму, что делать дальше. Есть маловероятный вариант: если министр внутренних дел публично принесет извинения, я их приму и не буду подавать в суд. Если никто не извинится, я, во-первых, подам на ваше правительство в эстонский суд.

Меня оскорбили, когда сказали, что я поощрял геноцид эстонского народа, так как встречался с Арнольдом Мери. Я никогда не поощрял геноцид, это для меня немыслимо – я как журналист всего лишь хотел выслушать мнение Мери. Геноцид – это преступление против человечности, обвинение в его поощрении – не шутка. Далее, меня обвинили в том, что я якобы хочу восстановить Советский Союз. Пусть они докажут, что я этого хочу! Я потребую возместить мне моральный ущерб.

Кроме того, я подам на Эстонию в суд в Страсбурге. Выдворение гражданина ЕС – прецедент, причем, простите за каламбур, беспрецедентный. Европейский суд по правам человека должен определить, могла ли Эстония меня задерживать, лишать свободы и так далее. Это будет важное решение для европейской демократии. Но если передо мной извинятся, я готов пожать руку вашему президенту, премьер-министру и даже министру внутренних дел. Ошиблись – и ладно. Это будет лучшее решение для всех европейцев!

Комментарии
Copy
Наверх