Вячеслав Иванов: по следу бреда

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: SCANPIX

На экране телевизора танки, окопы полного профиля, блиндажи, землянки... Это не документальные кинокадры о Великой Отечественной и не репортаж со съемок исторического фильма. Это репортаж с места боев. С настоящей войны. «Настоящей» и в смысле «подлинной», и в смысле «нынешней». С юго-востока той самой Украины, про которую еще совсем недавно Лещенко и Винокур пели дуэтом: «Неужель наставлю пушку на свою жену-хохлушку?».

Вроде бы пора уже привыкнуть. Привыкли же к практически непрекращающимся боевым действиям жители Израиля. И даже иногда начинает казаться, что и мы – вот-вот, еще немного – привыкнем; да уже почти привыкли… Но тут разум включается – и напрочь отказывается привыкать. А душа, та и не собиралась смиряться с тем, что происходит на наших глазах, в самом сердце современной Европы. Ну не может этого быть, потому что не может быть никогда! Бред, бред и бред!

Куда девать $250 000 000?

Свою скромную лепту в развитие коллективного параноидного синдрома вносит профессор Евген Цыбуленко. В своем рекламном предвыборном видеоролике он рисует жуткую апокалипсическую картину нападения России на Эстонию в будущем году и обещает в случае его избрания в Рийгикогу создать постоянно действующую базу НАТО в Ида-Вирумаа, что, по его мнению, «не только поможет решить вопрос безопасности, но и окажет положительное воздействие на экономику региона». Может быть, конечно, ему как профессору международного права виднее. На мой же непросвещенный взгляд, создавать в Эстонии базу НАТО в качестве миротворческого шага – то же самое, что гасить пожар, интенсивно поливая его из шланга бензином. Хотя международное право – штука тонкая, пойди-ка, разберись в ней!

А вот про экономику региона… С этого места давайте поподробнее. Известный латвийский бизнесмен и политик, депутат 9-го Сейма Латвии и Европейского парламента от Латвийской Республики (2009-2014 гг.) Александр Мирский в одном из недавних телевизионных выступлений сообщил о расчетах, произведенных им и группой экспертов, когда у наших южных соседей обсуждалась возможность создания постоянного натовского центра на территории Латвии.

Выяснилось, в частности, что содержание только одного (!) военнослужащего, переброшенного в Латвию из «старых» государств-членов Североатлантического альянса, обошлось бы государственной казне республики в 3-4 тысячи долларов США ежедневно. Умножить эту сумму на 365 особого труда не составляет. При этом присутствие двухсот или даже трехсот таких военных (а больше НАТО вряд ли сюда пришлет, не те у нас масштабы со стратегической точки зрения) никакого реального значения для обеспечения безопасности не имеет. А вот расходуемые (пока, слава богу, гипотетически) на них ежегодно четверть миллиарда «зеленых», смею предположить, найдется на что употребить хоть в Латвии, хоть в Эстонии. С гораздо большей пользой для жителей этих стран.

Это – по поводу «положительного воздействия на экономику региона».

Печаль моя светла

При существующей нынче всеобщей аберрации зрения, слуха и прочих органов чувств отдельные проявления здравого смысла могут неожиданно показаться аномалией. Проще говоря, когда абсурд становится нормой жизни, то события нормальные воспринимаются почти как абсурд.

Третьего февраля председатель Международного суда ООН в Гааге Петер Томка огласил решение по искам Хорватии к Сербии и, встречного, Сербии  к Хорватии. Обе бывшие югославские республики взаимно обвиняли друг друга в геноциде в ходе вооруженного конфликта начала 1990-х годов. Как значится в решении суда, которое является окончательным и не подлежит обжалованию, эти взаимные обвинения не нашли подтверждения. При этом в действиях обеих сторон за указанный период имелись признаки геноцида, но полученные в ходе разбирательства факты «не устанавливают существования конкретных намерений, характеризуемых как геноцид».

В сухом остатке такого вердикта содержится признание, что равно виновны обе стороны конфликта. Или равно невиновны – кому как больше нравится. Премьер-министр Хорватии Зоран Миланович заявил: «Мы недовольны  отклонением хорватского иска, но удовлетворены отклонением иска Сербии». Ну, что-то типа «жаль, что моя корова сдохла, но утешает, что и соседская тоже в живых не осталась». Тем не менее он отметил, что Загреб «принимает решение суда».

Реакция со стороны Сербии была более позитивной. Ее президент Томислав Николич подчеркнул: «Приговор суда в Гааге имеет огромное значение для Республики Сербии и сербского народа, потому что он отменил привычные стереотипы в международном сообществе о том, что произошло в бывшей Югославии с 1991 по 1995 годы». И выразил надежду, что отныне обе страны могут начать строить свои отношения с чистого листа. Сербский министр юстиции Никола Селакович добавил к словам своего патрона: «Мы должны научиться жить рядом друг с другом».

Пожалуй, в потоке сообщений мировых СМИ о происходящем сегодня на нашей планете весть об исходе процесса «Хорватия versus Сербия» является действительно отклонением от нормы. И это печально. И хотя поэт (правда, по другому поводу) писал когда-то «печаль моя светла», но в данном случае свет ее омрачается мыслью: неужели для принятия такого же здравого решения по поводу событий на Украине тоже понадобится двадцать лет?!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх