Исследование: готовность жителей Эстонии к пенсии самая высокая среди стран Балтии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Priit Simson / Postimees

Готовность жителей Латвии к пенсии находится на самом низком уровне среди стран Балтии, 43% работающих в Латвии могут быть подвержены риску бедности в будущем, такое заключение содержится в исследовании, проведенном SEB banka совместно с Центром долгосрочного бизнеса SSE Riga. 

К жизни на пенсии в Латвии  готовятся менее трети работающих.

В Латвии Индекс готовности к пенсии составляет 2,9 пункта из 10, в Литве этот показатель равен 3,3 пункта, в Эстонии - 3,6 пункта.

При этом авторы исследования добавляют, что хотя  Эстония и обгоняет  Латвию и Литву в этом вопросе, готовность ее жителей к пенсии все же ниже среднего уровня.

Эксперт по социальной экономике SEB banka Эдмунд Рудзитис (Edmunds Rudzitis) в среду сказал журналистам, что наилучшими знаниями о формировании пенсий обладают жители Литвы , у них этот показатель равен 4,1 пункта. "Это может быть связано с недавней пенсионной реформой в Литве и сопутствовавшей ей информационной кампанией", -сказал он, добавив, что несмотря на это, сведения, которыми обладают жители, все же недостаточны.

В Эстонии  показатель знаний о формировании пенсий составляет 4 пункта, в Латвии  он равен 2,8 пункта. "Это может быть связано с тем, что у жителей второй пенсионный уровень часто не ассоциируется с накоплениями на их личном пенсионном счете (эти накопления нельзя передать по наследству), поэтому и возможности следить за накоплениями на втором пенсионном уровне довольно ограничены", -сказал он.

Три других подындекса (доверия, действия и уверенности) самые большие значения имеют в Эстонии , превышая показатели Латвии и Литвы .

Показатель доверия в  Эстонии  составляет 3,8 пункта, в Литве - 3,6 пункта, а в Латвии  - 3,3 пункта. Работающие в Латвии  довольно скептично относятся к способности государства обеспечить им достаточно большую пенсию. "На доверие к государственной пенсии в большой степени влияют демографические процессы, которые в будущем будут влиять на пенсионную систему. Своим возможностям жители доверяют больше, чем государству. В Эстонии же более половины работающих уверены, что смогут сами обеспечить себе доходы в пенсионном возрасте", -сказал он.

Самый высокий уровень уверенности в достаточных доходах и возможности предаваться отдыху на пенсии - в Эстонии , его подындекс составляет 4,1 пункта. В Латвии его значение равно 3,5, а Литве - 3,3 пункта.

Рудзитис сказал, что 26% работающих в Эстонии  уверены, что у них на пенсии будет достаточно средств, в Латвии и Литве столь оптимистичное представление разделяют менее пятой части работников - 18%. "Более половины работающих во всех трех странах Балтии считают, что их финансовое положение в старости будет не лучше, чем у сегодняшних пенсионеров", - сказал он.

По поводу ответов работающих о действиях, предпринимаемых для обеспечения достойной старости, он сказал - во всех трех странах Балтии сравнительно небольшая часть жителей работоспособного возраста активно заботится об обеспечении повышенных доходов в пожилом возрасте.

Величина подындекса действий ниже трех других подындексов (знаний, доверия и уверенности). Это свидетельствует об отсутствии активных действий. В Эстонии он равен 2,6 пункта, в Литве - 2,3, а в Латвии - 2 пункта. Это указывает на распространенность "страусиной политики", и особенно это относится к жителям Латвии , сказал Рудзитис.

По данным опроса, доля делающих накопления для своей пенсии в Литве составляет 39% от числа работающих, в Латвии  эта доля самая маленькая - 18%.

В Латвии также выше всего доля тех, кто никогда не делал накоплений на старость и не собирается это делать, она составляет 23% работающих. 

"Из стран Балтии меньше всего жителей, заявивших, что вообще не собираются откладывать на старость - в  Эстонии . Главная причина, из-за которой не делают накоплений, это слишком низкие доходы. Более половины респондентов во всех трех странах, не откладывающих средства на старость, указали, что у них нет на это денег. Уровень доходов является существенным фактором, влияющим на формирование накоплений. Но у жителей возникло ошибочное представление, что копить могут только богатые", -сказал он.

Доля работающих считает, что вдобавок к пенсии у них будут другие возможности увеличивать доходы, и больше всего таких людей в Эстонии - 47% от всех работающих. "Но опрос показал, что такие возможности в большой степени зависят от внешних факторов, а не от конкретного плана действий самого человека по обеспечению своей старости. Наиболее часто называют возможность работать на пенсии. Такие потенциальные альтернативы явлеются одной из причин, почему большинство жителей Эстонии  считает, что они сами смогут обеспечить достаточные доходы в старости", -сказал он.

Большая часть жителей может подвергнуться риску бедности в будущем, учитывая, что они очень мало делают для обеспечения других источников доходов, кроме пенсии. Большинству экономически активных жителей в старости придется обходиться средствами, которыми их обеспечит государство.

"Допуская, что доходы, которые не превышают 60% средней зарплаты в стране, следует рассматривать как порог относительной бедности, можно оценить, у какой доли жителей в старости будут недостаточные доходы. Подсчеты показывают, что 43% латвийских работающих в возрасте от 30 до 55 лет в старости могут подвергнуться риску бедности, поскольку их доходы будут ниже порога относительной бедности", - подчеркнул Рудзитис. 28% работающих относятся к средней зоне риска, поскольку их доходы в старости будут чуть выше 60% от средней зарплаты, а у 29% они могут превышать 80% средней зарплаты.

По его словам, риску бедности при наступлении пенсионного возраста больше подвержены жители с низкими доходами, поскольку маленькие зарплаты автоматически означают маленькие пенсии. Возможности формировать накопления у лиц с низкими доходами намного меньше, чем у получающих большие доходы. "Риск бедности увеличивается вместе с возрастом. 50-55- летние больше подвержены риску бедности в будущем, чем молодые работающие. Более половины, или 55% жителей в возрасте 50-55 лет в будущем могут столкнуться с бедностью, сказал он.

"Даже у работающих с достаточно большими доходами в пенсионном возрасте ожидается значительное их снижение. Их пенсия составит не превысит 50% допенсионных доходов, если только они не подумают о старости и не будут делать накоплений, или не обеспечат других источников доходов", - добавил он.

Индекс готовности к пенсии подготовлен по данным опроса, проведенного в ноябре 2014 года в странах Балтии. По телефону были опрошены 1800 работающих (по 600 в каждой стране) в возрасте 30-55 лет.

Наверх