Мама, я пошел на войну

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Артур Алавяли. Фотография взята со страницы молодого человека в Facebook.
Артур Алавяли. Фотография взята со страницы молодого человека в Facebook. Фото: Facebook

Выпускником Тартуской Аннелиннаской гимназии Артуром Алавяли интересуются военкоматы сразу двух стран – Эстонии и России. При этом выбор самого Алавяли пал на... ополчение Донбасса.

«Буду краток. Еду добровольцем в ополчение на Украину», – написал в редакцию «ДД» 19-летний Артур Алавяли. Он родился в Санкт-Петербурге, потом семья пере-ехала в Тарту, где он окончил Тартускую Аннелиннаскую гимназию. Потом учился в Таллинне, в ТТУ, на инженера-строителя. По словам Алавяли, финансовое положение семьи, в которой четверо детей, не позволило остаться ему в университете. С начала этого года семья в полном составе живет в Санкт-Петербурге.

«Подрабатываю, сижу на шее у родителей, и такая ситуация меня не очень устраивает, – говорит Алавяли. – Не знаю, может, молодой, но я принял такое решение – поеду на Украину, на восток, в ополчение. Родители сказали: большой уже, смотри сам».

С одной стороны, он говорит, что убивать нехорошо, с другой – интересуется военным делом и боевыми искусствами. Занимался шесть лет карате, год – боксом, еще один год – смешанными боевыми искусствами (ММА), сейчас забросил: нет денег для занятий спортом на серьезном уровне. При этом нельзя сказать, что Артур не имеет других возможностей испытать себя на военном поприще: у него есть как минимум два варианта.

Два гражданства и просроченный паспорт

Во-первых, 6 апреля его ждут на медкомиссию в Департаменте оборонных ресурсов в Эстонии: Алавяли имеет эстонское гражданство по рождению, но в назначенное время не сможет приехать в Эстонию, а ближайшее будущее намерен связать все же с Россией, поступить в университет, изучать информационную безопасность в Санкт-Петербурге, где живут родители. Артур надеется, что еще действует отсрочка прохождения службы в эстонской армии, которая была получена им на первом курсе университета, несмотря на то, что документы из ТТУ он уже забрал.

Во-вторых, у него есть и российское гражданство, и теоретически его могут призвать в армию восточного соседа. Поскольку эстонско-российскую границу Артур пересекал с приключениями, то есть с просроченным российским загранпаспортом, информация о том, что отныне гражданин России призывного возраста Артур Алавяли будет жить в РФ на постоянной основе, уже поступила куда следует. «Пограничники сказали, что единственный вариант пересечь границу с просроченным российским загранпаспортом – заплатить штраф в четыре тысячи рублей. Видимо, мои данные были отправлены дальше, иначе мной бы не заинтересовался военкомат», – предположил Артур.

Он говорит, что никто его не вербовал, и единственный определенный пункт в его путешествии на Донбасс – это Ростов-на-Дону, куда он должен был приехать 17 февраля. Никаких контактов в Ростове-на-Дону, как и в Петербурге, у него, по его собственным словам, нет: переехал совсем недавно. Впрочем, в друзьях у Артура на Facebook значится Федор Емельяненко, в прошлом четырехкратный чемпион мира по ММА, а в настоящий момент советник министра спорта Российской Федерации и член Совета по развитию физкультуры и спорта. Емельяненко родом из Луганской области Украины, работает в правительстве России… Чем не контакт для человека, интересующегося способами проникновения на территорию ДНР и ЛНР через Россию? Артур, однако, утверждает, что лично с советником министра не знаком, следит за дальнейшим ходом карьеры звезды смешанных боевых искусств через социальную сеть в качестве поклонника.

«Хочу развиваться»

Дальнейший план звучит несколько наивно: найти в Ростове-на-Дону контакты, благодаря которым можно попасть на Украину. «Я не знаю, что меня там ждет, но не еду специально для того, чтобы убивать, – говорит Артур. – По возможности, буду помогать беженцам, но вероятно, что мне просто не оставят выбора, и придется воевать. Я, конечно, могу остаться здесь, устроиться, например, грузчиком в Петербурге. Но я хочу развиваться».

Артур, который, помимо бокса, карате и учебы на инженера-строителя, пытался написать приключенческий роман о любви, но бросил, не планирует оставаться на Украине надолго: «Месяц на Украине, потом месяц проведу в России, потом буду в Эстонии, но до конца не уверен, что получится именно так».

О том, что с точки зрения эстонского законодательства путешествие в ДНР может рассматриваться как участие в незаконных вооруженных формированиях, Артур не задумывался. «Мне кажется, что Исламское государство и Донбасс — несопоставимые вещи. Ополчение Донбасса выступает больше за свободу, чем ИГ. У людей на Восточной Украине безвыходное положение: они ведь не виноваты, что их бомбят, – считает он. – Ну да, на Украине, по сути, свои стреляют по своим. Но есть один момент: насколько я слышал, украинская армия мобилизует людей, они воюют не по своей воле. А на другой стороне – добровольцы. Видел интервью с украинскими пленными – они говорят, что их согласия идти на войну никто не спрашивал. Сам я ничего не знаю наверняка. Мне интересно, кто эти люди, которые в ополчении Донбасса, что им нужно – правда или кровь. Может быть, меня вообще туда не возьмут».

Тяжелое материальное положение, на которое время от времени Артур Алавяли ссылается, когда объясняет, почему едет на Донбасс, – не единственная причина. Во время беседы то и дело всплывает естественное желание молодого человека «посмотреть мир», правда, в данном случае умноженное на горячее стремление составить свое мнение о происходящем на Украине, ведь он слышит и видит новости из зоны конфликта каждый день.

Есть ли у него план действий на случай, если на месте выяснится, что ополчение представляет собой совсем не то, на что он рассчитывал? На этот вопрос Артур неожиданно отвечает: «Не знаю... Может, удастся пробраться в Киев, город посмотреть. Если пропустят, конечно. На сегодняшний день это все, что я могу предположить – там, на месте, будет видно. Может быть, буду писать, снимать видео, стану внештатным журналистом. Может быть, передумаю поступать на информационную безопасность и пойду учиться на факультет журналистики». Именно поэтому ему и пришло в голову связаться с русской газетой в Эстонии.

Наша телефонная беседа состоялась неделю назад. Артур Алавяли договорился связаться с «ДД» по skype 16 февраля, однако на контакт не вышел ни в тот день, ни позже.

Комментарий

Хийе Ассер, директор Тартуской Аннелиннаской гимназии

Мы не очень пристально следим за тем, чем занимаются наши выпускники. Артур Алавяли ничем не отличался от остальных учащихся. Действительно, остальные дети из этой семьи в нашей школе больше не обучаются. Это вполне объяснимо, если семья переехала жить в другое место.

Харрис Пуусепп, пресс-секретарь Полиции безопасности

Если в деятельности человека появятся признаки преступления, при необходимости в его отношении будет начато уголовное производство.

Комментарии
Copy
Наверх