Власть N4: С кем вы, безродные эстоноземельцы?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Мы все глядим в Наполеоны»: сойдутся ли Ильвес и Сависаар, волна и камень эстонской политики?
«Мы все глядим в Наполеоны»: сойдутся ли Ильвес и Сависаар, волна и камень эстонской политики? Фото: Райго Паюла

На минувшей неделе эстонские СМИ обсуждали грядущие выборы и украинские сражения, но и о местных русских не забывали.

Особо, конечно, по русским не прохаживались, – выборы на носу, важен всякий избиратель, а не токмо титульный, – но отдельные мысли на эту тему просачивались. Так, сотрудница Международного центра обороны и безопасности Пирет Перник предложила в Postimees вернуться к термину «эстоноземелец»: если назвать так русскоязычных, они всяко захотят защищать Эстонию.

Автор волнуется, конечно, не за людей, а за безопасность страны: «Цель вражеской пропаганды – раскол общества, создание напряженности, подрыв доверия к власти и СМИ...». Только в этом ключе надо понимать заявления РФ о защите соотечественников. Не сомневается Перник и в том, что в 2007-м именно из-за России взвились кострами «бронзовые ночи». А всё «люди без корней», одолеваемые экономическими проблемами и прельщаемые радикальной идеологией, которая предлагает чувство общности и самореализацию! (То ли дело люди с корнями. Чем толще корень, тем меньше радикализма, будь то Март Лаар или Март Хельме – верно же?) Чтобы родства не помнящие иваны не поддались пропаганде РФ, надо усилить их чувство включенности в общество. Однако же, ни территория, ни государство для местных русских не важны так, как для эстонцев. Что делать?

Анализируя программы партий, Перник выясняет, что одни лишь соцдемы намерены интегрировать нас эффективно: у них госидентитет основан на европейских ценностях, в то время как реформисты и IRL смотрят на него узколобо. Центристы стоят за «неграждан и граждан третьих стран», идентитет у них связан не со страной и гражданством, а с местом проживания. Сама Перник предлагает «идентитет места», который-де не чужд эстонцам с их почитанием священных рощ (в чем его отличие от идентитета места проживания – бог весть). Больше она ничего не предлагает, констатируя лишь, что соцдемы и центристы обращаются и к русскоязычным, а реформисты и IRL говорят про невидимую руку рынка.

Короче, все – в священную рощу увеличивать идентитет. И лучше посредством  обоюдной интеграции, а не только невидимой рукой рынка. Станем ближе к эстонской земле, пустим корни, заколосимся!..

Кто ж ему так просто власть отдасть?

Выборы обещают страшное. В интервью Postimees президент заверил свой народ, что хотя у нас нет традиции поручать формирование правительства партии, которая победила на выборах, на этот раз он предложит создать кабинет министров именно такой партии. Между тем, судя по опросам, побеждают центристы. Доходит до смешного: Партия реформ в своей рекламе сообщает, что, мол, у нас 22 процента, а у них 26, и хорошо бы Тебе, о избиратель, отдать голос нам, тем, «кто и впредь будет твердо стоять за свободу Эстонии». Видели ли вы еще рекламы, извещающие общественность о том, что данная партия морально готова продуть выборы?

Обеспокоенный колумнист Юри Леэсмент пишет на Delfi, что президент вовсе не обязан вручать ключи от страны победителю выборов. С чего бы, в самом деле, в демократической-то стране отдавать власть тем, за кого проголосовало больше всего народа? Нет такого закона! (Юридически все корректно, да-да.) «По состоянию на сегодня лидеры IRL, Партии реформ и социал-демократов твердо сказали, что в одно правительство с Сависааром не войдут. Должно быть ясно, что Центристская партия не получит бразды правления и в этот раз...»

Редакция Õhtuleht задается вопросом, не стали ли центристы снова вхожи в политический салон. «От слов президента взбурлили политические воды. Многие помнят, как руководящий Центристской партией герой мюзикла несколько раз вынужден был уныло отказываться от дележки пирога. Тот же самый Ильвес еще в 2010 году полагал, что центристам в правительстве не место, если они не осуждают попытки финансировать партию из России и не гонят оскандалившихся политиков. Никто ничего не осудил, главный оскандалившийся политик по-прежнему руководит партией. С чего Ильвес поменял мнение?»

Газета предполагает, что по сути все осталось как было, просто Кадриорг смягчает свою доселе жесткую позицию, чтобы усыпить внимание наблюдателей: «Если центристы получат больше всех мест в парламенте, старой Европе будет очень сложно объяснить, отчего поддерживающий демократические ценности президент ведет себя столь автократически и не дает победителю сформировать правительство». Другой вопрос – сможет ли Сависаар это сделать.

Швеция и Финляндия как Иуды

Местные СМИ не обходили вниманием украинские события, но чуть ли не больше Дебальцевского котла их встревожили слова шведского министра обороны Маргот Вальстрём, заверившей посла России, что самолеты ее страны на авиабазе в Эмари не сядут. Редакторы Õhtuleht припоминают шведам все грехи: до восстановления независимости те отрицали оккупацию Эстонии, а после войны Швеция вообще выдавала СССР балтийских беженцев. И если в мирное время Вальстрём заявляет такое вот, что она скажет, случись война? «Если при кризисе ожидаемая со стороны Швеции помощь не придет, удивляться нечего... Мы должны полагаться на коллективный зонтик НАТО, к которому Швеция и Финляндия до сих пор не пожелали присоединиться».

Всячески упрекает Швецию и Eesti Päevaleht: в 2013 году к шведам из РФ летели бомбардировщики, впрочем, не долетели, но что с того; в 2014-м россияне заслали к Стокгольму целую подлодку, которую, правда, не нашли, и доказательств, что это Россия, не было; и вот шведы вместо того, чтобы искать союзников и протестовать, потакают РФ! «Забудьте разговоры о сближении Швеции с НАТО. Теперь у шведского правительства иные приоритеты. И, увы, иные ценности, дающие преимущество тем, кто силой расширяет свою территорию. Остается только надеяться, что Эстония не станет подражать внешней политике Швеции».

Депутат-реформист Вальдо Рандпере, много лет живший в Швеции, уверяет читателей Delfi, что Маргот Вальстрём скоро уйдет в отставку, и пишет о подробностях скандала (речь шла еще и о столь же подлых финских самолетах, а также о скором визите главы шведского МИДа в Москву) и «русском страхе» (ryss skräck) как о чувстве, для шведов весьма актуальном: «До сих пор детей частенько пугают: будешь плохо себя вести – придут русские и тебя заберут». Русские практически пришли, а финны и шведы не сопротивляются...

Напротив, главред журнала Akadeemia Тоомас Кихо приходит в Postimees к мысли, что Финляндия на изменение международной обстановки реагирует умнее Эстонии. Он подмечает исторические параллели: в 1919-м Йохан Лайдонер объявил, что Эстония очищена от врагов, а через 20 лет здесь появились советские базы; в 1994-м Леннарт Мери объявил, что в ЭР нет иноземных войск, а через 20 лет мы готовы разместить у себя военные базы США. «По газетам видно, что мы смотрим на все процессы сквозь военный прицел... Эстония однозначно взяла курс на наращивание вооружений... Впечатление такое, что война начнется в ближайшие недели».

Но только в Скандинавии на мир смотрят иначе, особенно в Финляндии, которая в свое время мягко вела себя с СССР, что не находило понимания на Западе, но сумела сохранить при этом и свободу, и независимость. Что для Эстонии лучше – соомустумине (наращивание брони) или сооместумине (финляндизация)? «В исторической перспективе следует признать, что Финляндия в течение почти ста лет независимости ладила с восточным соседом куда лучше нас, – пишет Кихо. – На северном побережье Финского залива готовятся к миру, на южном – к войне. Мне кажется, я финн. Финских граждан в Эстонии 6000. Но если вспомнить слова Джона Кеннеди (из речи в Западном Берлине в 1963 году: «Сегодня я берлинец!» – Н.К.), надеюсь, финнов тут намного больше».

Комментарии
Copy
Наверх