Что за зверь такой, эстонец?

, репортер
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Если бы все эстонцы были Калевипоэгами! По словам профессора Андреса Метспалу, мы лишь капля в европейском генетическом море.
Если бы все эстонцы были Калевипоэгами! По словам профессора Андреса Метспалу, мы лишь капля в европейском генетическом море. Фото: Маргус Ансу

Ученые в состоянии отличить южного эстонца от северного эстонца.

Начавший свою деятельность несколько лет назад Eesti Geenivaramu (Эстонский банк генных данных) собрал немало информации об эстонцах. С одной стороны, эстонцы – типичные европейцы, с другой стороны, существует разница между северными и южными эстонцами. В то же время у эстонцев не находят генетических вариантов, присущих немцам или финнам, говорит директор Eesti Geenivaramu Андрес Метспалу.

52 000 человек присоединились к программе Банка генных данных, предоставив пробы крови. Что удалось узнать об эстонцах? Из опубликованной ранее докторской диссертации известно, что эстонцы генетически больше схожи с северо-западными русскими и латышами, чем с финнами.

Мы узнали, что эстонцы относительно схожи с другими европейцами. Наибольшее сходство прослеживается с теми, кто живет рядом с нами. Северо-Запад России – это исконные финно-угорские территории, и жители тамошних деревень – это потомки финно-угров. Как написало издание Newsweek, и у российского президента финно-угорский генотип.

Живущие в Эстонии русские в большинстве своем выходцы из Ленинградской и Псковской областей, из Новгородчины вплоть до Старой Руссы – это тоже древние финно-угорские территории. Различие с финнами обусловлено тем, что из-за разделяющего нас моря контакты были ослаблены. С латышами мы длительное время жили бок о бок в Ливонии, границы между народами появились только в прошлом столетии.

Немаловажен тот факт, что мы очень схожи с европейцами, у нас нет никаких особых присущих эстонцам заболеваний, как в случае с финнами. Финляндия большая страна, а население немногочисленно, и когда во времена правления короля Густава Ваза их ссылали на север, они вынуждены были жить небольшими отдельными группам. Из-за того что финны вступали в близкородственные браки, возникали гомозиготные мутации, которые становятся порой причиной редких заболеваний. В Эстонии ничего подобного не было.

В свое время ледяной покров простирался до Нюрнберга, люди жили группами, например, в Южной Франции и Приазовье. Лед таял, и вслед за мигрировавшими на север лосями шли охотники. Так мы здесь появились. В Европе частота, с которой встречаются генетические варианты, меняется с севера на юг таким образом, что одни варианты чаще встречаются на севере, другие на юге. В восточно-западном направлении изменение незначительное.

Много говорилось о том, что после Северной войны территория Эстонии обезлюдела, и здесь селились представители разных народов, начиная от шотландцев и заканчивая русскими. Если верить семейным легендам, многие эстонцы ведут свои родословные от балтийско-немецкой аристократии, но, судя по церковным книгам, корни надо искать на эстонской земле.

Вот именно! Мой старший сын Майт интересовался генеалогией и проследил всех предков по отцовской линии до начала XVIII века. Среди них не оказалось ни одного дворянина, военного, шотландца или моряка, все – уроженцы прихода Симуна в Ляэне-Вирумаа.

По карте, составленной на основе генетических данных 22 народов, живущих в Европе, у нас не прослеживаются немецкие варианты. Изучая немцев, мы видим, откуда они – из Северной или Южной Германии.

На основании генетических данных мы уже можем сказать, уроженцем какого уголка земли является человек, и с большой долей вероятности определить его национальность.

А южные и северные эстонцы отличаются друг от друга?

Конечно, отличаются. Граница пролегает через Центральную Эстонию, примерно там, где некогда проходила граница Ливонии. Мы четко видим, что северные и южные эстонцы образуют на карте два разных облака. Для того чтобы получить такой вывод, мы с помощью математических методов проанализировали данные более тысячи человек.

Если рассматривать эстонцев еще более детально, то можем приблизительно сказать даже то, из какого уезда человек.

Как можно описать разницу между северными и южными эстонцами?

Разница очень небольшая – только статистическая, речь идет о месте после запятой.

До депортации крестьянские семьи жили на одном месте. Люди крайне редко покидали  пределы своего прихода, браки заключались в приходской церкви. До конца 1940-х годов сельское население было довольно компактным. Люди, конечно, уезжали из родных мест, но на их место никто не претендовал. Например, с Сааремаа уезжали, поскольку земли не хватало, но переехать на остров не очень-то стремились.

Мы намерены упорядочить все ДНК, которые есть в нашем распоряжении. Это позволит создать детальную базу генетических данных, и, возможно, на их основании составить и изучить родословные, посмотреть, кто с кем состоит в родстве.

И выяснится, что указанный в церковной книге человек вовсе не является отцом конкретного человека?

Нередко в церковных книгах встречается и такая информация, что женщина в качестве отца ребенка указала определенного мужчину, но человек, внесший запись в церковную книгу, приписал, что лично он в этом сомневается. Если мы когда-нибудь получим такую информацию, то по Закону о генетических исследованиях мы не вправе будем обнародовать ее. Выдавать информацию, касающуюся происхождения, нельзя.

Даже если человек сам хочет проследить свою генеалогию?

Нет, нельзя. У человека могут быть сомнения, бог знает, что ему мать рассказывала. Но мы можем использовать эти данные для оценки факторов риска заболеваний. У родственников схожие риски и схожие варианты генов. Если выяснится, что у человека другие гены, значит, у него нет риска к наследственному генетическому заболеванию.

Нам может казаться, что мы сильно отличаемся от народов, живущих в южных странах. Например, склонность северных народов к алкоголизму норовим объяснить тем, что живем в холодном краю, где мало солнца. В какой степени на нас влияют гены и в какой степени – окружающая среда?

Я не специалист, но мне кажется, что итальянцы и французы употребляют немногим меньше алкоголя, во всяком случае они большие поклонники вина. Очень многое зависит от культуры. На склонность к алкоголизму влияют некоторые гены, отсутствующие, например, у народов Азии. Их организм в отличие от нашего не способен расщеплять алкоголь, и потому последствия опьянения очень тяжелые, они чувствуют себя так плохо, что стараются не злоупотреблять алкогольными напитками.

Мне не известен ни один ген, который побуждал бы человека пить, но существуют генетические варианты, связанные с образованием зависимости. Это касается и других наркотических веществ.

Эстонцам присваивают многие черты характера, например, закрытость. Это тоже связано с окружающей средой?

Если судить по таким чертам характера, как закрытость, гневливость или завистливость (ведь говорят, что эстонцы очень завистливы), то мы не особенно отличаемся от других. Мне приходилось многие годы жить в других странах и видеть все эти человеческие черты и там. Характерные для нас черты общечеловеческие.

С точки зрения культуры, мы, возможно, близки к немцам, стараемся быть работящими, пунктуальными. Свою роль, возможно, сыграл протестантизм, не поощрявший радость, но поощрявший страдания! Католики относятся к жизни менее серьезно, им проще получить отпущение грехов. Культура имеет определяющее значение, генетически мы не сильно отличаемся от других европейцев.

Вместе с профессором Юри Аликом, который занимается экспериментальной психологией, мы изучали психологические типы человека и пришли к выводу, что основные типы личности имеют генетическую основу. Человек робкий и стыдливый таким и  родился. То же самое относится и к людям активным и жизнерадостным. Такие свойства личности воспитанием не изменишь, по крайней мере, внутренне человек остается таким. В кризисной ситуации проявится его истинное «я», в основе которого лежит генетика.

Следовательно, эстонцы такие же европейцы, как все остальные.

Эстонцы – это капля в генетическом море Европы.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх