Кирсти Вильямаа: что я могу сделать, чтобы мир стал справедливее?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кирсти Вильямаа
Кирсти Вильямаа Фото: Erakogu

2015 год объявлен в Европейском союзе годом развития сотрудничества. НКО Mondo организовала конкурс эссе, предложив молодым людям Эстонии ответить на вопрос, что каждый из них может сделать для того, чтобы мир продолжал развиваться и стал справедливее. Предлагаем вашему вниманию победившую на конкурсе работу – эссе 18-летней Кирсти Вильямаа (публикуется в сокращенном виде).

Когда в девять лет я объявила, что хочу изменить мир, то взрослые подняли меня на смех, объяснив, что мое желание наивное и детское. Мол, кому, как не им, знать, что мир изменить невозможно. Менять нужно собственную жизнь: обрести семью, найти работу, жилье, проводить время с теми, кого любишь. Личное счастье – вот цель жизни. Не стоит слишком огорчаться, когда видишь по телевизору природные катастрофы, массовые убийства, голод и прочие беды, ведь они происходят не в Эстонии и не с твоими близкими, а где-то далеко. И пусть эти люди сами решают свои проблемы!

Давая определение «устойчивому развитию», можно исходить из определения Всемирного банка: ценность различных форм капитала (произведенного капитала, природного капитала и человеческого капитала) не должна снижаться. Кроме того, в определение следует включить и социальный аспект, т.е. справедливость.

Но что означает термин «справедливость»? В странах, где руководствуются законами шариата, считается справедливым, когда человека забивают камнями, а мужчины доминируют над женщинами. Это – культурное различие, от которого следовало бы избавиться.

С другой стороны, различные культуры и культурные особенности следует сохранять, ведь культура – это богатство. Но наверняка на Западе согласятся с тем, что определенные традиции должны уйти в прошлое. Судя по всему добиться этого можно на уровне правительств, поскольку это требует немало ресурсов и зависит от факторов, повлиять на которые простые граждане на первый взгляд не могут.

Ко всему прочему из-за незнания и страха перед неизвестной культурой многим кажется, что нет смысла ехать куда-то, чтобы помочь людям. Уж если ехать, то ради того, чтобы набраться впечатлений от поездки.

Но и в Эстонии что-то не видно, чтобы желающие раздавать еду на благотворительных кухнях выстраивались в очередь. Понятно, тому есть различные объяснения, самое распространенное из которых «пусть этим занимается кто-то другой». По той же причине люди, например, не сдают кровь, ссылаясь на то, что это страшно, неудобно, кровь берут прямо из вены. Люди не спешат покупать и продукты под торговой маркой Fairtrade – «Честная торговля», поскольку они дорогие, да и по вкусу могут не прийтись, ведь мы привыкли к продуктам с искусственным запахом и усилителем вкуса, да и доверяем определенным брендам.

Как вообще индивид, один человек почти из семи миллиардов, может изменить мир? Как часто мы становимся свидетелями того, что люди идут на поводу окружения, заглаживая собственное чувство вины трафаретным объяснением «по большому счету все равно ничего не изменится»? Наверняка мы и сами порой поступаем таким образом.

Но несмотря ни на что находятся люди, которые считают, что помогать другим и заботиться об окружающей среде – это их дело. Покупая экологические продукты, активно участвуя в деятельности некоммерческих организаций, они показывают нам пример. Но вот вопрос, меняется ли хоть что-нибудь? Ведь по-прежнему мы узнаем по утрам из газет, что опять где-то взрываются бомбы, проходят забастовки, направленные на то, чтобы привлечь внимание к тяжелым условиям труда, обнаруживают очередной контейнер, набитый полумертвыми беженцами.

И вот что печально: многие предпочитают развлекательные новости, им неинтересно узнавать о положении беженцев. А ведь и эстонский народ знает, каково приходится изг­нанникам, и этот опыт (полученный в основном в годы советской власти) не из числа самых приятных. Читая мнения, высказываемые в СМИ, общаясь со знакомыми, понимаешь, что в эмигрантах видят в основном тех людей, которые в поисках лучшей доли уезжают в другие страны, внося свои традиции, в основном относящиеся к мусульманскому миру. При этом они якобы не хотят работать, но хотят получать блага, представляемые обществом.

Безусловно, есть и такие экономические мигранты, которые стремятся выставить себя беженцами. Установить их не составит особого труда: наверняка те, кто стремится попасть из Сирии в Великобританию или Эстонию, могли бы ходатайствовать об убежище не за тысячи километров от родины, а намного ближе.

Все мы могли бы сделать мир более справедливым, если бы не следовали стереотипам, видели дальше своего носа и избегали давать легкомысленные оценки. Но для этого нам следовало бы проявлять большую заинтересованность. Каждый человек способен на это, и автор этих строк не исключение. Летом 2014 года я по собственной инициативе два месяца работала волонтером в Молдавии, в одной из организаций, поддерживающей партнерские отношения с Агентством ООН по делам беженцев. Довольное тесное общение с беженцами из Казахстана, Украины и Эритреи помогло мне ко всему прочему осознать, что и один человек в состоянии многое изменить в жизни других людей, и далеко не всегда это должно выражаться в материальной помощи.

Повышая сознательность людей, опровергая устоявшиеся мифы, и одному человеку вполне под силу способствовать развитию мира. Когда имеешь аккаунт в социальной сети Facebook, понимаешь, как быстро и просто передается сегодня информация. Как мне кажется, социальные СМИ могли бы сыграть большую роль в изменении мира.

Стремление к «удобству» – характерная черта человечества, все мы стремимся к тому, чтобы жизнь была удобной и безопасной. Парадоксальным образом людям нравится вести войны. Мы боремся друг с другом вместо того, чтобы сообща бороться за всеобщее процветание. В вой­нах участвуют и самые простые люди, и это меняет их поведение и мышление. Сотрудничество с другими странами на уровне правительств, как правило, не касается тех проблем, которые волнуют обычных людей. Что было бы, если бы все мы вместо того, чтобы воевать и участвовать в конфликтах, направили усилия, скажем, на охрану окружающей среды?

Наверное, когда-нибудь придет такое время, вот только будет слишком поздно.

Каждый из нас уже сейчас должен заботиться и об окружающей среде, и о том, чтобы улучшить жизнь тех, кому живется плохо. Ведь мы прекрасно понимаем, что «помогая другим, помогаешь себе», что «доброе дело вернется сторицей». Когда помогаешь другим, не только испытываешь чувство удовлетворения, растет само­оценка. Мне кажется, каждый из нас мог бы поставить себе задачу: ежедневно делать хотя бы одно доброе дело. Сейчас действует столько волонтерских организаций, что справиться с этой задачей не составит труда. В конце концов, ведь ты не только будешь отдавать, но и получать, например, найдешь новых друзей.

В наши дни существует немало возможностей для того, чтобы помогать другим. Можно делать пожертвования некоммерческим организациям, действующим под боком или находящимся за тысячи километров. Можно отправиться волонтером в ближние или дальние страны. Информации – море, и получить ее проще простого.

В конце концов, кто мешает нам изменить собственные привычки. Конечно, учитывая уровень зарплат в Эстонии, мы вряд ли можем себе позволить дорогие экологические продукты под маркой «честной торговли», но даже небольшое изменение имеет значение.

Конечно, было бы хорошо, если бы мы сами выращивали себе продукты, но в нашем урбанизированном обществе это сопряжено с трудностями. Но зато мы вполне можем (к тому же это экономически выгодно) бережно использовать ресурсы и относить опасные отходы в предназначенные для этого места. Можно привести и другие примеры.

 Но самое главное – отношение. Если кто-то спросит меня, можно ли изменить мир, я отвечу: прежде всего нужно верить в то, что мир можно изменить. Нужно быть открытым миру, смотреть на него с интересом. Нельзя относиться к проблемам равнодушно, и помогать нужно, руководствуясь внутренней потребностью.

Если человек действительно хочет помочь, он всегда найдет такую возможность.

3 мысли

•    Парадоксальным образом людям нравится вести войны. Мы боремся друг с другом вместо того, чтобы сообща бороться за всеобщее процветание.

•    Все мы могли бы сделать мир более справедливым, если бы не следовали стереотипам, видели дальше своего носа и избегали давать легкомысленные оценки. Но для этого нам следовало бы проявлять большую заинтересованность

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх