Русский электорат: я не могу иначе

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Урмас Немвальтс

Выборы в Рийгикогу не принесли неожидан­ностей: предска­зуемо лидерство захватили Партия реформ и Центристская партия, ожидаемо просела поддержка IRL, часть избирателей которой перекочевала к парламентских новичкам из Консервативной и Свободной партий. Закономерно растеряла голоса Социал-демократическая партия, подставившаяся во время пребывания в пра­вительстве.

Пока можно утверждать, что призывы к переменам избирателями услышаны не были. Тех, кто предпочитает «уверенно двигаться вперед», оказалось больше тех, кто хотел «сделать по-другому». А русских голосов по-прежнему недостаточно для того, чтобы принести Центристской партии безоговорочную победу, несмотря на локальные впечатляющие победы в Таллинне и Ида-Вирумаа.

Характерно и то, что признанная экспертами наименее популистской Социал-демократическая партия не пользуется такой массовой поддержкой избирателей, как два основных политических лидера страны. Простой избиратель не только не в состоянии оценить степень выполнимости предвыборных обещаний, но и зачастую голосует автоматически – за привычную партию или знакомых.

В этом смысле партии, давно запустившие свои щупальца в целевую аудиторию и проросшие в нее, имеют конкурентное преимущество перед теми партиями, которые имеют четкую предвыборную платформу. У каждого местного русского найдется пара-тройка личных знакомых в Центристской партии, за которых он готов проголосовать.

Другие партии похвастаться этим не могут, к тому же не хватает им и партийных локомотивов: попытку выставить Евгения Осиновского в Ида-Вирумаа, оставив практически без предпочтительного выбора жителей Ласнамяэ, следует признать неудачной. Ведь русскому избирателю уже все равно, что говорит и делает Яна Тоом – достаточно просто выставить ее кандидатуру в традиционно русском округе. Показательно при этом, что русские кандидаты не от Центристской партии чрезвычайно редко становятся магнитами для избирателей: эстонец Эдгар Сависаар собирает в Ласнамяэ на порядок больше голосов, чем Ольга Иванова, и на два порядка больше, чем Вадим Белобровцев или Елена Поверина.

Немаловажную роль в предпочтениях русских избирателей сыграло и привычное голосование от противного: многие отдали голоса центристам «против» реформистов. Инерционность голосования этой части электората не следует недооценивать. Тем забавнее выглядели накануне выборов совместные усилия русских реформистов и центристов по дискредитации деятельности социал-демократа Осиновского на посту министра образования. В этом смысле у Партии реформ и Центристской партии куда больше общего, чем хотелось бы верить их избирателям.

Что касается результатов выборов, то не стоит сбрасывать со счетов и такие ключевые факторы, как позиция партии относительно войны на Украине и ее отношение к закону о сожительстве. Последнее, надо полагать, не в последнюю очередь тоже сыграло не в пользу социал-демократов.

В целом же, приходится констатировать: в то время как эстонский парламент пополнился двумя новыми партиями, и ландшафт эстонской политики стал разнообразнее, на русском политическом фронте все остается без перемен.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх