Фестиваль – это здорово, но...

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Виктор Вестеринен/NELJAS

Я имею право рассуждать на тему окончившейся семьдесят лет назад войны, поскольку она непосредственно коснулась моих родителей.

Папа в Литве оказался в зоне нацистской оккупации: буквально спустя несколько месяцев после того, когда на его родную землю ступила нога советского солдата. Мама, семья которой на тот момент была успешно раскулачена, с младшими братом и сестрой на руках осталась в осажденном Ленинграде. Для обоих все эти воспоминания были очень тяжелыми. Конечно, о кровавой бойне ХХ века надо помнить столько, сколько это возможно. И, по моему глубокому убеждению, есть все основания сосредоточиться на поиске достойных форм празднования окончания Второй мировой войны.

Участников много…

То, что было предложено организаторами Международного открытого детско-юношеского музыкального интернет-фестиваля стран-победительниц в Великой Отечественной войне «Мы  за  мир!» (о чем рассказали и наши СМИ), с одной стороны, было абсолютно ожидаемо. С другой, вновь вызвало у меня ассоциации с советской эпохой показушной массовости.

Мне не нравится, что тему Великой Отечественной войны, как принято обозначать в России период, когда Вторая мировая война развернулась уже непосредственно на территории СССР,  в канун юбилейных дат начинают нещадно эксплуатировать во всех мыслимых и немыслимых проектах. В XXI веке, когда само историческое событие отдалилось от нас уже на семьдесят лет, подходить к празднованию можно было бы более креативно и деликатно, не стараясь превратить его в массовое и оттого более безликое.

По роду своей нынешней деятельности мне часто приходится привлекать учеников к участию в самых разных проектах и мероприятиях: всякого пришлось насмотреться. Бегло пробежав глазами многостраничное «Положение о проводимом министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Москвы фестивале», я пришел к неутешительному выводу, что одной из главных целей инициаторов было привлечь к проекту максимально возможное количество участников. Что само по себе не может не расстраивать. Попытаюсь объяснить, почему.

…а души нет

Тема войны и цены, заплаченной за победу над нацистской Германией и ее сателлитами, должна быть правильно преподнесена. Здесь очень важно найти точные акценты, учесть возраст

аудитории и те регионы, которые эта аудитория представляет. Одноразовый фестиваль, конкурс рисунков или антивоенных сочинений – это все поверхностно, почти с нулевым воспитательным эффектом.

Если учесть, что сегодня сражения разгорелись на территории одной из стран, которая семьдесят лет назад в составе СССР пережила все тяготы войны, а другая страна, по праву считающая себя наследницей Великой Победы 1945 года, семь десятилетий спустя принимает весьма двусмысленные решения по поводу кровавой схватки на востоке первой, то весь проект начинает приобретать какой-то зловещий характер.

В связи с этим мне вдруг вспомнилась короткая статья на одном из местных медиаресурсов, посвященная организованному при поддержке посольства России в Эстонии вручению ветеранам Великой Отечественной войны медалей в память 70-летия Победы. Автор с горечью заметил, что само мероприятие прошло на фоне отсутствия хоть сколько-нибудь заметного интереса со стороны общественности и СМИ. А самих престарелых гостей не угостили даже чашкой чая, заставив в одиночку подниматься на третий этаж в доме, где лифтов никто не предусмотрел.

 Благодарность в 2,7 евро

Ежегодно наша гражданская активистка Татьяна Лаврова проводит сбор средств в пользу ветеранов войны. Неутешительным итогом последней рождественской акции стала сумма в чуть более 2 тысяч евро: по 2,7 евро на каждого стоящего на учете в Таллиннском обществе участников Второй мировой войны! Я не хочу рассуждать на тему, что было важнее для этих стариков – получить медаль, слуховой аппарат или просто знаки внимания, но не является ли этот скромный результат акции реальным отражением нашего отношения к тем, кто спас Европу от нацистской катастрофы? И чего стоят, в таком случае, феерические фестивали и красивые акции с возложением цветов к памятникам и могилам?

У меня нет никаких сомнений в том, что проект «Мы за мир!» будет успешно осуществлен. Парад на Красной площади поразит своим великолепием и слаженностью. Речи по случаю 70-летия Победы будут трогательными и в известной степени обличающими. При этом на торжества в Москву главы многих государств приехать не захотят, за что получат ожидаемую отповедь от главы Кремля.

Но найдутся ли у нас искренние слова участия для всех тех, благодаря которым была одержана победа во Второй мировой войне? Сумеем ли мы отплатить за их подвиг не только словами и букетами, но и реальными делами? И может ли хоть кто-то быть уверенным в том, что ветеранам-победителям по большому счету не в чем упрекнуть потомков?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх