Экономика. Про утку, курицу и Пушкина

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Специалисты вроде Юри Куускемаа способны сделать для привлечения туристов к местным достопримечательностям больше, чем самые дорогостоящие рекламные кампании.
Специалисты вроде Юри Куускемаа способны сделать для привлечения туристов к местным достопримечательностям больше, чем самые дорогостоящие рекламные кампании. Фото: Сергей Трофимов

Что мешает нам отдать должное местным туристическим красотам?

Пару лет назад лицом бренда Puhka Eestis была симпатичная, хотя и нервная утка. В начале этого года по телевизионным экранам пропрыгала смешная курица-недотепа. Наверное, именно после этой рекламы перелетные птицы зазимовали у наших берегов. Реклама им понравилась!

Почему именно эти пернатые призывают всех отдыхать в Эстонии, мне неизвестно. Важнее показалось выяснить, почему к нам с удовольствием едут из-за морей и границ, а наши люди норовят наоборот – в Турцию да Грецию. Или вообще отказывают себе в этом удовольствии.

Кто отдыхает в наших санаториях

Местный, так называемый «внутренний» туризм делится на несколько направлений: расслабляющий отдых в SPA-отелях и санаториях,активные индивидуальные поездки в соответствии с интересами и познавательные групповые автобусные экскурсии выходного дня.

По мнению многих потенциальных отдыхающих, наши SPA-отели непомерно дороги, поэтому жители Эстонии и предпочитают аналогичный отдых за рубежом. В этом есть сермяжная правда: в последнее время «берег турецкий» сильно подешевел, и горящий недельный тур с завтраком-ужином можно купить за три с половиной тысячи крон, а то и дешевле. Недельный же пакет в хаапсалуском SPA-отеле Laine стоит 383 евро для шведов, немцев и россиян, 325 – для финнов (эта цена действовала для них до 5 сентября).

Для местных жителей, то есть для нас с вами – льготы и скидки: до начала сентября пакет можно было приобрести за 271 евро и за 318 – до конца года (источник – www.laine.ee). Дороже, конечно, чем срочно лететь куда-то в Анталию, хотя тути полечат, и обильно покормят три раза в день, и бегать перед вылетом, как угорелой курице, не надо: все спокойно и заранее. Но большинству наших пенсионеров, которым так необходимы все эти замечательные лечебные процедуры в привычном климатическом поясе, такие цены не по карману.

«Цены на SPA-услуги сложились под давлением внешнего рынка: то, что дорого для наших, дешево для финских и шведских пенсионеров, которых привозят в Тойла, Пярну и Хаапсалу целыми автобусами», – утверждает директор турфирмы Pandion Андрей Белоконов.

Кристи Кивесту, специалист отдела маркетинга санатория Toila, опровергая это положение, патриотично сказала корреспонденту «ДД», что из числа отдыхающих в их отеле примерно 70 процентов – местные жители. Таллиннская пенсионерка Нелли Рогова поделилась своими соображениями: «Да, в последние годы я побывала в Вярска, несколько раз посетила Хаапсалу. Приходилось целый год откладывать деньги из пенсии, чтобы на неделю съездить в санаторий и поправить здоровье. В Хаапсалу я всегда единственная русскоговорящая. Эстонцев немного, основная масса отдыхающих – финские пенсионеры».

Прав ли Пушкин?

В последнее время очень популярны туристические хутора. Мне рассказали любопытную историю, как две семьи решили отдохнуть на хуторе. С хозяевами договорились по телефону, подъехали в назначенное время: уже топилась банька, были застелены постели. Хозяйка сказала: «Отдыхайте, а деньги оставьте на тумбочке», – и... степенно удалилась. Больше они ее не видели, и расчет так и произошел – по принципу «это очень хорошо, положите на комод».

SPA-пакеты жители Эстонии бронируют напрямую на сайтах санаториев, с хозяевами хуторов связываются по телефону и через Интернет. Зачем, спрашивается, и для кого тогда существуют турфирмы, занимающиеся местным туризмом? Pandion имеет собственную статистику: по подсчетам Белоконова, за организацией именно местного отдыха к ним обращаются менее пяти процентов клиентов.

Эти пять процентов предпочитают групповые однодневные экскурсии, которые и организуют туристические фирмы. Такие поездки были очень популярны: Пюхтицкий монастырь, Причудье, юг Эстонии, острова... Но в последнее время собрать 40-48-местный автобус желающих стало трудно.

По мнению Марины Дунаевой, аттестованного гида с десятилетним стажем, преподавателя Таллиннского клуба гидов, редактора и составителя нескольких путеводителей по Таллинну и Эстонии, причин падения интереса к местному организованному туризму несколько.Первая – почти поголовная автомобилизация. Вторая: частенько можно услышать утверждение, будто в Эстонии нет ничего, достойного внимания человека, здесь живущего.

Выходит, Пушкин, сформулировав в XIXвеке свое знаменитое «мы ленивы и нелюбопытны», и нас с вами имел в виду? Написав это, я вспомнила, как одна наша весьма известная дама заявила не так давно на страницах прессы что-то вроде «из моего окна видна церковь Нигулисте, я привыкла к этому виду и не нахожу в нем ничего нового». Что тогда требовать от людей гораздо менее образованных и менее информированных? Риторический вопрос!

Третья, и главная причина – экономическая. Марина Дунаева отмечает, что групповой туризм – это женский туризм. Мужчину не затащишь в автобусную поездку, он предпочитает рыбалку. Значит, семья должна заложить в бюджет расходы и на отдых мужа, и на отдых жены. Не всем это сейчас под силу. Если же у семейной пары общие интересы, то такой отдых, вместе с обедом и посещением нескольких музеев, что не входит, как правило, в стоимость поездки, выльется почти в тысячу крон. Поэтому такие туры часто срываются из-за недобора желающих.

Совсем не дигитальные рецепты

Однодневной поездке обеспечен успех, если в качестве гида едет известный человек, специалист своего дела. Года три назад турфирма Leontravel очень удачно заполучила в качестве гида известного искусствоведа Юри Куускемаа. Аншлаг был полный. Пользуются непреходящим успехом экскурсии по природным заказникам с великолепным Алексеем Туровским. Думаю, что если удалось бы уговорить нашего главного защитника памятников старины, принципиального и непримиримого Бориса Дубовика возглавить турпоездку, желающих тоже нашлось бы много.

«Я давно вожу бесплатные экскурсии по Старому городу на эстонском языке, – нисколько не удивился руководитель отдела Охраны памятников таллиннского Департамента культурных ценностей Борис Дубовик. –До двухсот человек собирается. Поэтому если ко мне обратятся с предложением провести такую же экскурсию на русском, я, конечно, соглашусь. Только делайте это заранее, пожалуйста!»

Мы тоже хотим!

Но Дубовик из-за своей профессии предпочитает не выбираться за пределы Старого города, а народ хочет подальше, да чтобы совместить памятники старины с природой. Еще приятнее и легче ездить с ночевками, но это опять-таки приводит к удорожанию экскурсии. Неужели никакому турбюро не пришло в голову написать проект, как это сейчас модно делать, попросить денег на развитие, получить их и, используя эти деньги, удешевить поездки по Эстонии, сделать их не только более насыщенными, интересными, но и менее дорогими?

С этим вопросом я обратилась к Марье Браунбрюк, заместителю директора Центра по развитию туризма. Марье ответила, что все средства, отпущенные на развитие, призваны не удешевлять местный туризм, а разнообразить его, предлагая гостям страны, а заодно и местным жителям наиболее интересные туристические центры, услуги и развлечения. Проекты должны быть долгосрочными, рассчитанными минимум на три года и конкурентоспособными в масштабах не только Эстонии, но и хотя бы Северной Европы.

Чем мы хуже Финляндии с ее Муми-долом? Главное – придумать и защитить свою идею! Браунбрюк уверена, что у местного туризма большой потенциал: прекрасная нетронутая природа, обилие диких зверей и птиц, которые во многих странах водятся лишь в зоопарках, радушные хозяева хуторов, сочетание русской и эстонской культур в Сетумаа и Причудье.

Что же делать местным жителям, кроме того, что ждать, когда откроется какой-нибудь объект международного значения? Наверное, стараться увидеть что-то интересное в том, что происходит вокруг, торговаться с частниками, копить деньги на бензин и попытаться поспорить с Пушкиным. Мне искренне хочется, чтобы он оказался неправ.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх