Власть №4: Как жутко нам повезло с эстонским большинством

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Театральный режиссер Яан Тооминг (слева) размышляет, не сделать ли нам свою атомную бомбу, но приходит к выводу, что Эстонии даже бомба не поможет.
Театральный режиссер Яан Тооминг (слева) размышляет, не сделать ли нам свою атомную бомбу, но приходит к выводу, что Эстонии даже бомба не поможет. Фото: Фото: Маргус Ансу

На этой неделе эстонские СМИ писали про местные выборы и евроармию, но и о русских не забывали.

Можно до драчки спорить о том, кто выиграл выборы, но местные русские их явно проиграли. На Delfi журналист Вахур Кооритс ставит вопрос ребром: «Все партии, пытавшиеся затронуть русский вопрос, больно обжигались». Центристы желали привлечь русского избирателя – и обрели статус отщепенцев; соцдемы хотели того же – и все у них пошло наперекосяк. «Пока взгляды большинства эстонцев и русских на Россию, Украину, языковую политику, политику в области гражданства, историю и другие вещи принципиально разнятся, – пишет Кооритс, – ситуация не изменится, и партиям стоит это учитывать». То есть: хотите, чтобы вас поддерживали эстонцы, – не защищайте интересы русских. И пусть будет стыдно тому, кто скажет, что в Эстонии цветет и пахнет национализм!

Схожий взгляд – у театрального режиссера Яана Тооминга в Õhtuleht: «Выборы прошли. Победили ли мы? Победили ли эстонцы? Много голосов получили прорусские силы, и ничто не поможет, кроме объединения проэстонских сил, тогда Эстония будет развиваться. Но случится ли оно?» Мысль Тооминга скачет дальше, идеи так и брызжут. Может, страной хорошо руководили бы писатели – Хандо Руннель, Арво Валтон, Матс Траат, – но они старенькие. Может, надо брать пример с Израиля, сделать военнообязанными и мужчин, и женщин. Может, надо создать атомную бомбу – уран у нас найдется, – но мы маленькие, нас уничтожат. И культуры у нас в международном смысле нет. Кроме Арво Пярта. И грядет катастрофа. Физик Стивен Хокинг говорит, что нас могут завоевать инопланетяне. Вдруг так нам и надо?

Если перефразировать Достоевского: широк режиссер Яан Тооминг! Слишком даже широк. Я бы сузил.

Седалище, гулявшее само по себе

Обсасывание результатов выборов – в самом разгаре. Писатель Андрус Кивиряхк констатирует в LP Eesti Päevaleht, что никто во власть идти не хочет – кроме реформистов, которых обязывает положение: «Белки, соцдемы и IRL похожи на недавно разведенных супругов, которые за прожитые вместе годы надоели друг дружке до смерти. Уже и грызлись, и орали, и посудой швырялись, и дверьми хлопали. И вот они идут на свидание вслепую, лелея в душе сладкую надежду, – и сталкиваются нос к носу с прежним партнером! Кошмарнее всего то, что не сбежишь. Других-то нет!.. Партии с ужасом ждут момента, когда новая коалиция услышит свадебный марш и все заорут: “Горько!”»

Свободную партию Кивиряхк сравнивает с гоголевским носом, зажившим отдельно от прежнего хозяина, то есть IRL, а национал-консерваторов из EKRE – с ушедшим в свободное плавание задом той же партии. Что до центристов, им ужасно повезло: «Теперь они могут злорадствовать: „Что вы нас хулите? Гляньте вон на этих!” И все прежние критики Центристской партии вынуждены будут согласиться, что да, эти-то куда безумнее...»

Писательница Сирье Кийн в Vaba Eesti Sõna считает, что усугубление национального противостояния опасно для Эстонии, и жаль, что центристы становятся партией русского избирателя, а соцдемам не удалось «привлечь умные русские голоса – стало ясно, что одними русскими фамилиями избирателей едва ли заманишь». О том же в связи с появлением в парламенте EKRE пишет в Postimees Ахто Лобьякас: «Увы, ответная радикализация русских – вопрос времени... В Эстонии, кажется, нет больше политиков, которые понимали бы, насколько нам повезло с меньшинством, требования которого сверхумеренны даже в сравнении с русскими Латвии, не говоря уже об Украине».

Главреда Eesti Ekspress Аллара Танклера волнует будущая оппозиция. В «союзе четырех» все партии, кроме Партии реформ, будут заложниками своей жажды власти: реформисты будут рулить и при несогласии с курсом одного из партнеров могут вышвырнуть его из коалиции. Меж тем достойной оппозиции не будет: центристы – это хорошо, но несерьезно, EKRE – и нехорошо, и несерьезно. Либо соцдемам, либо IRL надо бы во власть не ходить – потеряют они явно больше, чем приобретут. Удержаться от коалиции призывает соцдемов и профессор ТТУ Райнер Каттель в Eesti Päevaleht: им нужно быть в оппозиции и нести в XXI век левые идеалы – тем более что есть кого защищать: научно-технический прогресс оставляет все больше людей без работы, нуждаются в опеке женщины и меньшинства, требуется развивать гражданское движение...

Редакторы Õhtuleht сосредоточились на IRL и назвали лидера этой партии Урмаса Рейнсалу «гвоздем в крышке гроба „союза четырех”». После неудачных для IRL выборов Рейнсалу посыпал голову пеплом, заявив, что не будет претендовать на пост главы партии на съезде, который пройдет 6 июня. Но в коалицию-то IRL желает войти немедленно! Летняя смена руководства означает, что в настоящий момент реформисты переговариваются с котом в мешке: какой эта партия станет в июне – неизвестно.

Нацист подкрался незаметно

Всю неделю будоражил СМИ вопрос «откуда взялись эти нацисты?» (речь, естественно, о белых господах из EKRE). Журналист Eesti Päevaleht Март Нийнесте недоумевает: если взять ежегодники КаПо, окажется, что леволиберальные вегетарианцы из числа наивных идеалистов угрожают безопасности Эстонии больше, нежели почитатели менеджерского таланта палача Гитлера. Между тем нацисты были тут все время, просто высказывались негромко. «Те, кто чтут тоталитаризм, милы и безопасны, пока не приходят к власти. Большевики и нацисты оказались у власти не при поддержке большинства – они злоупотребили демократией». Правда, автор тут же предлагает вспомнить «старого большевика» Сависаара. Кес сийс веэль? Давно пора сказать, что во всем виноват Сависаар, и в местном нацизме – тоже.

Главред Delfi Урмо Соонвальд объясняет решение закрыть комментарии к статьям об EKRE: «Львиная доля комментаторов оправдывала режим, который в 2015 году нигде в мире не оправдывают, и я не знаю, кто это делал – идейные почитатели режима или платные провокаторы. Видимо, те и другие, но пока сложно сказать, чей вклад в поругание свободы слова больше». Рядом филолог-реформист Урмас Сутроп ничуть не удивляется тому, что «на факельное шествие EKRE прибыли российские СМИ со свитой». Видимо, своих нацистов у нас все-таки нет, только засланные.

На том же портале политолог Ало Раун призывает подумать трезво. Во-первых, в программе EKRE ничего коричневого вроде нет. Во-вторых, атакуя EKRE, вы атакуете его избирателей, а их надо ублажать – они есть и хотят, чтобы страна была «за нас» (против кого дружите? – Н.К.). В-третьих, EKRE говорит: «Мы не радикалы, мы разумные люди» (зашибись теперь – Н.К.). Хотим ли мы, чтобы после ухода Сависаара и раскола центристов их эстонский электорат перешел к EKRE? «У Центристской партии одна голова, а EKRE – это гидра: сруби одного Хельме, на его место придет другой». Выходит, что лучше не рубить вовсе, а молчать и ждать, пока они не отвалятся сами.

Шокируют откровения писателя Олева Ремсу в Postimees. В статье «Нацисты – невежи» Ремсу раскрывает суть местного нацизма: те, кто ненавидит Сталина, обращаются в гитлеризм, ведь Гитлер и Сталин были врагами, а враг твоего врага – друг. Такие люди не понимают, что, победи Гитлер, отсюда депортировали бы половину населения. И дальше: «Должен признаться, что и я не без греха. В СССР учебники врали о чем угодно, и мы были абсолютно уверены в том, что напечатанному верить нельзя. Это касалось и Гитлера. В конце 1960-х годов на историко-филологическом факультете Тартуского университета в узком кругу было модно приветствовать друг друга римским салютом и по-немецки: „Sieg heil!”»

Это был протест, пишет Ремсу. Может быть. Но если даже в Тарту в 1960-х существовал пронацистский кружок, чего теперь удивляться-то.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх