Действие спектакля происходит на кладбище

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Герои «Осеннего сна» вспоминают о смерти. Мужчина – Эльмо Нюганен, Женщина – Элизабет Рейнсалу, Мать – Эпп Ээспяэв.
Герои «Осеннего сна» вспоминают о смерти. Мужчина – Эльмо Нюганен, Женщина – Элизабет Рейнсалу, Мать – Эпп Ээспяэв. Фото: Сийм Вахур/архив Городского театра

И это кладбище романтично и поэтично: древние надгробья и большой крест, палая листва, потустороннее освещение...

Визуальное оформление пьесы норвежца Йона Фоссе «Осенний сон» в Таллиннском городском театре начинает работать еще до того, как начнется действие и в Адский зал театра упадут первые реплики. «Осенний сон» – свидетельство того, что театр если и не уходит от эстетики утонченного психологического реализма, в которой работает с осени 1992-го (когда главным режиссером стал Эльмо Нюганен), то, во всяком случае, старается в своих же недрах вырастить какую-то альтернативу магистральной линии. Или – разнообразить стилистику.

Эта линия никогда не была однообразной. Постановки Нюганена, Яануса Рохумаа, Мярта Кольдитса, Адольфа Шапиро, Младена Киселова очень разнились, как и соотношение психологической правды и образности, реализма и метафоричности, действия и подтекста, лирики и гротеска. Театр строился на сочетании и противовесах этих начал.

В последние годы картина изменилась – оттого ли, что Нюганен занимался фильмом «1944» и постановками в Риге и Петербурге, ставя дома меньше обычного, или оттого, что выросли молодые талантливые люди, выстрадавшие право говорить о времени и вечности своим языком (Прийт Выйгемаст, Ало Кырве, Диана Леэсалу, Пааво Пийк, Сандер Пукк). Но кроме молодых постановщиков, так или иначе испытавших – еще учась в Школе Пансо непосредственное влияние своего Мастера, в общую симфонию внесли запоминающиеся ноты и известные режиссеры: Хенрик Тоомпере (гротескные «Мертвые души») и Мадис Кальмет, для которого «Осенний сон» стал третьей за краткий срок постановкой в Городском театре.

В пьесе Фоссе нарратив намеренно ослаблен: поскольку сюжетный слой местами снят, наружу выходит то, что находится под диалогами, – подтекст, движение жизни, повинующейся мощной силе извне и не вмещающейся в обычный ход времени. Фоссе ставит еще более сложную задачу – сначала дает ключ, которым вроде бы отпирается драма, затем дает понять, что этот ключ не единственный. Но поначалу кажется, что мы имеем дело с традиционной любовной драмой.

Комментарии
Copy
Наверх