Ты сделал все правильно, а государство поворачивается к тебе спиной

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: PantherMedia/Scanpix

Полиция признает, что не расследует простейшие экономические преступления с крупным ущербом.

В заголовок вынесена фраза, сказанная иностранным инвестором в Эстонии, владельцем фирмы, работник которой украл 37 000 евро. В распоряжении полиции имеется и видеозапись, и поддельная бухгалтерия, однако все это не посчитали достаточным основанием для начала расследования. По крайней мере до тех пор, пока к этому делу не проявил интерес Postimees.

«Все это очень печально и несправедливо. Постыдное решение», – заявляет юрист Юхани Тамминен. Две недели назад он получил от руководителя бюро по борьбе с экономическими преступлениями Центральной криминальной полиции Индрека Кулла обескураживающе откровенное и честное письмо.

В нем черным по белому написано, что начатое по инициативе Тамминена уголовное дело в силу размеров ущерба и отсутствия публичного интереса не является приоритетным. Поэтому оно остается на полке дожидаться своего часа (читай: истечения срока давности).

Такой поворот Тамминена шокировал. Ведь предполагаемое присвоение денег уже при обращении в полицию было обстоятельно доказано, имелась даже видеозапись. Более того – и это немаловажный факт в данной истории – потерпевшая сторона здесь иностранный инвестор, финское предприятие, занимающееся продажей промышленных товаров. «Владельцам очень трудно понять подобное отношение со стороны полиции в Эстонии, – говорит Тамминен. – Как вы думаете, какой сигнал это подаст бизнесменам в Финляндии относительно инвестиций в Эстонию?»

Проще простого

Уголовное дело было начато в июле прошлого года. Тамминен вспоминает, как следователи, к которым вместе с заявлением о преступлении поступил и обстоятельный доказательный материал, признавались, что никогда еще не получали столь детальных доказательств.

Но и полгода спустя дело все еще пылилось на полке. Полиция вроде бы даже и не вызывала на допрос предполагаемого преступника. «Следователь сказал, что в этих материалах слишком много цифр, требующих проверки, а у них нет времени на такую большую работу», – вспоминает юрист.

Дело, о котором идет речь, на первый взгляд, самая обычная кража. Финский бизнесмен, имеющий в Эстонии бизнес, оборот которого составляет несколько миллионов евро, минувшим летом обнаружил, что член правления фирмы, 48-летний мужчина, в течение нескольких лет прикарманил продукции на 37 000 евро.

Сделать это члену правления было проще простого, поскольку он отвечал за складирование продукции и управление складским хозяйством. Ему не стоило особого труда задним числом завысить на электронных счетах продаж объемы продукции или же просто списать продукцию со склада. После этого товар загружался в личный автомобиль и вывозился с территории склада. Вот и всё. Владельцам предприятия удалось даже обнаружить запись одной такой ходки с помощью камеры наружного наблюдения. Выяснилось, что похититель оформил счета с превышением сумм на 21 584 евро, ущерб от списания продукции составил 14 484 евро. Таким образом, совокупный ущерб достиг 36 968 евро.

Мужчина со дня был уволен. Но в тот же день он вернулся на рабочее место и изменил в электронной бухгалтерии фирмы данные по счетам продаж.

В июле финны подали в Пыхьяскую префектуру заявление о преступлении. К нему была приложена должностная инструкция предполагаемого вора, счета, заключение по поводу внесения в них изменений, документы о списании продукции и видеозапись.

По словам Тамминена, глава экономической службы заявил ему, что картина им совершенно ясна. Но… «Суть сказанного им сводилось к тому, что вы, мол, постарайтесь как-то договориться друг с другом по этому делу», – рассказывает Тамминен.  

Договориться со столь наглым вором было нереально. Поэтому до самого начала марта финны надеялись, что правоохранительные органы Эстонии им помогут.

Позиция изменилась

Полиция не скрывает, что в силу дефицита бюджетных средств ситуация с расследованием экономических преступлений оставляет желать лучшего. От оперативников ожидают многого, забывая о том, что количество сотрудников полиции уменьшилось на тысячу человек. Вспомним хотя бы прозвучавшие осенью в эфире ЭТВ слова гендиректора Департамента полиции и погранохраны Эльмара Вахера: «Мой арсенал исчерпан».

Глава ЦеКриПо Индрек Тибар в своем комментарии газете Postimees предложил во всех отношениях примечательное решение: поскольку следственный ресурс полиции ограничен, предприниматели могли бы подумать о взыскании причиненного им ущерба в рамках гражданского судопроизводства. Ведь криминальная полиция преимущественно занимается экономическими преступлениями с крупным ущербом.  

«Следователи, занимающиеся экономическими преступ-лениями, должны постоянно решать, какие дела будут расследоваться в первую очередь, а какие после проверки обстоятельств будут дожидаться появления свободных ресурсов», – признает Тибар.

Прошла неделя, и полиция кардинальным образом изменила свою позицию. По крайней мере по данному делу. Перед самым выходом в свет этой статьи глава Департамента полиции и погранохраны Эльмар Вахер заявил, что описанное в ней преступление не останется лежать на полке.

«Данное дело на сегодня уже лежит на столе следователей Пыхьяской префектуры, которые продолжат начатое Центральной криминальной полицией расследование, и следственные действия будут предприняты уже в ближайшее время», – пообещал гендиректор Департамента полиции и погранохраны.

Полиция разъяснила причины отказа от расследования

Проведение уголовного расследования, особенно по делам, касающимся экономической сферы, задача непростая. Будучи бюджетным учреждением, Департамент полиции и погранохраны получает средства из госбюджета и за счет этих средств осуществляет свою деятельность. Эти средства, безус­ловно, не являются достаточными для того, чтобы обеспечивать эффективную работу во всех сферах, поэтому в своей деятельности нам приходится устанавливать приоритеты и принимать тяжелые или неприятные решения. Таким образом, внутри ведомства мы определили приоритеты в производстве, основанием для установления которых служат характер деяния, размер ущерба, а также общественный интерес. Такая модель работы обеспечивает эффективность расследования деяний, имеющих признаки преступ­лений.

Уголовное дело 14230108761 на данный момент не отвечает этим условиям и находится в стадии ожидания производства, то есть при появлении ресурса (прежде всего следователей) данное уголовное делу будет. Хотя уголовное дело содержит описание виновного деяния, Вам как пострадавшему лицу было бы целесообразно решить имущественный спор в порядке гражданского судопроизводства, которое гарантирует взыскание имущественного ущерба.

С уважением,

Индрек Кулла

бюро по экономическим преступлениям ЦеКриПо

Комментарий

Эльмар Вахер

гендиректор Департамента полиции и погранохраны

Данное преступление не останется нерасследованным. Мы допус-тили ошибку, чрезмерно загрузив тех следователей, которым надлежит сосредоточиться на экономических преступлениях, представляющих угрозу для бизнес-среды Эстонии в целом. Чтобы исправить положение, мы перераспределим часть расследований между своими подраз-делениями.

Данное дело на сегодня уже лежит на столе следователей Пыхьяской префектуры, которые продолжат начатое Центральной криминальной полицией расследование, и следственные действия будут предприняты уже в ближайшее время.

Как я уже говорил ранее, у полиции действительно нет возможностей расследовать все преступления с равной степенью основательности, и мы внесли ряд предложений с целью исправления такой ситуации.  

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх