Как выносили нелегкое решение о будущем Сависаара

Прийт Пуллеритс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хирург Пеэп Тальвинг.
Хирург Пеэп Тальвинг. Фото: Kristjan Teedema

В понедельник в десять утра шестеро врачей собрались на совет в отделении интенсивной терапии клиники Тартуского университета. Обсуждался вопрос, какие меры необходимо предпринять для спасения руководителя Центристской партии Эдгара Сависаара, который с раннего утра четверга находился под наркозом, поскольку его правую ногу атаковала плотоядная бактерия.

Команда врачей под руководством главы клиники анестезиологии и интенсивной терапии Йоэля Старкопфа осмотрела Сависаара и пришла к единодушному решению, что больного необходимо срочно оперировать, поскольку инфекция мягких тканей требует немедленного хирургического вмешательства.

До вчерашнего дня в СМИ в основном распространялась версия о том, что Сависаар болен воспалением легких, такую версию поддерживали и представители горуправы Таллинна. Старкопф на вчерашней пресс-конференции, посвященной  итогам операции, рассказал, что он и сам сначала полагал, что речь идет о воспалении легких. Жалобы, с которыми Сависаар прибыл  вечером в среду в Тартускую клинику – плохое самочувствие, усталость и слабость – напоминали как раз симптомы этого заболевания.

Однако очень быстро стало ясно, что в действительности Сависаар страдает от инфекции, которая проникла в поврежденную кожу на ноге. На голени правой ноги таллиннского мэра была царапина длиной менее сантиметра, происхождение которой осталось неясным. Именно оттуда началась стрептококковая инфекция, которая стала быстро наспространяться и спровоцировала заражение крови и синдром токсического шока. Была необходима срочная операция.

В СМИ опять же ходила версия, что болезнь Сависаара могла быть подхвачена во время недавней поездки в Таиланд. Старкопф воздержался от предположений, где это могло произойти. «На микробе не написано, откуда он взялся. Эта бактерия встречается везде –  как в Таиланде, так и в Эстонии».

Профессор пояснил, что бактерия может спровоцировать заражение крови во всем организме, поэтому уже в четверг вопрос стоял ребром: как спасти жизнь Сависаару.  В четверг его оперировал харург Марко Муррусте. Новые операции пришлось делать в пятницу и в субботу.

Радикальное лечение

На вчерашней пресс-конференции, которую клиника провела с согласия семьи Сависаара, чтобы положить конец слухам и предположениям, Муррусте сказал, что на основании сделанных исследований и анализов можно предположить, что глубже в тело Сависаара инфекция не проникла:

«Борьба с болезнью была успешной, и насколько мы понимаем, нам удалось дойти до стадии, на которой распространение инфекции было остановлено».

Однако врачам было ясно, что процесс некротизации тканей поврежденной ноги продолжается. На вчерашнем утреннем консилиуме они пришли к выводу, что необходимо радикальное хирургическое вмешательство. Другими словами, нужна была новая операция, в процессе которой станет ясно, что делать с поврежденной конечностью.

Старкопф рассказал, что прежде, чем Сависаара повезли в операционную, клиника связалась с семьей пациента, рассказала им о нелегком выборе, который встал перед врачами и получила согласие семьи на ампутацию ноги, если выяснится, что иного выхода нет. Спросить согласия у самого Сависаара было невозможно:  к этому времени он уже пятый день лежал под наркозом (а не в состоянии искусственной комы, как сообщалось раннее), поскольку так ему легче переносить как подключение к аппарату искусственного дыхания, так и постояннные операции. 

В таких случаях операция с согласия родственников – это обычная практика. «Операции, в результате которых человек становится инвалидом, мы не делаем с кондачка», - сказал Старкопф.

Альтернативы нет

Вчера утром к команде занимающихся Сависааром врачей присоединился приглашенный профессор клиники хирургии Пеэп Тальвинг (на фото), специализирующийся на экстренной хирургии, который до осени прошлого года шесть лет работал в отделениях травматологической хирургии клиник Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии.

«Мы вошли в операционную с намерением делать операцию пошагово, чтобы понять, можно спасти ногу или нет, - рассказал он.  – Начали с самых поврежденных тканей. Поняли, что повреждения необратимы».

В ходе дальнейшей операции хирурги пришли к единодушному выводу, что конечность спасти нельзя, поскольку распад тканей в ней по сути и является причиной полиорганной недостаточности, угрожающей жизни пациента. Это означало, что ногу необходимо ампутировать выше колена.

На вчерашней пресс-конференции Тальвинг выразил надежду, что очаг инфекции удалось удалить окончательно, но во вторник Сависаара необходимо снова везти в операционную, если его состояние будет хоть как-то это позволять.

Все же стоит отметить, что разговоры о том, что Сависааар болен воспалением легких, были не совсем беспочвенными. В легких Сависаара, по словам Старкопфа, есть очаги воспаления, но они в нынешней ситуации не так беспокоят врачей. «Основное заболевание – это инфекция мягких тканей ноги. Это инфекционное заболевание, которое может угрожать каждому из нас и которое является очень опасным». Врач не стал давать публичную оценку ущерба, нанесенного внутренним органам.

По оценке врачей, состояние Сависаара по-прежнему очень тяжелое и он остается подключенным к аппаратам поддержания жизнедеятельности. По словам Тальвинга, значительного улучшения не наступило и после операции. «Но надеемся, что состояние больного улучшится», - добавил он.

«До сих пор каждые шесть часов уже были победой», - заключил Старкопф.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх