Cоцдемы разочаровались в русском электорате?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Головная рабочая группа социал-демократов на коалиционных переговорах (слева направо): Евгений Осиновский, Раннар Васильев и Свен Миксер. В среду Осиновский был недоступен для журналистов и участия в переговорах не принимал.
Головная рабочая группа социал-демократов на коалиционных переговорах (слева направо): Евгений Осиновский, Раннар Васильев и Свен Миксер. В среду Осиновский был недоступен для журналистов и участия в переговорах не принимал. Фото: Тайро Луттер

Заявление Евгения Осиновского о портфеле министра образования и другие поступающие от партии сигналы намекают на то, что соцдемы теряют интерес к «русской карте».

Во вторник вице-председатель Социал-демократической партии Евгений Осиновский дал понять в интервью «Актуальной камере» Эстонского телевидения, что не собирается любой ценой бороться за пост министра образования и науки, который занимал в прежнем правительстве.

«Я сказал, что точно не буду цепляться за это место изо всех сил. В случае если принципиальные перемены невозможны – например, в том, что касается поднятия зарплат учителям, финансирования науки и так далее, – то просто ради портфеля или кресла я министром быть не хочу», – заявил Осиновский в выпуске новостей на эстонском языке. По его словам, сейчас переговоры в такой фазе, когда и говорить-то особенно не о чем.

Договоры расторгнуты

Среди приоритетных вопросов Евгений Осиновский не упомянул свое видение реформы русских гимназий – отказ от обязательных 60% преподавания на эстонском в пользу повышения уровня владения собственно языком, – однако можно предположить, что и переговоры по этой теме с Партией реформ и особенно с Союзом Отечества и Res Publica, который куда больше «белок» интересуется вопросами образования и, надо полагать, соответствующим министерством, были бы нелегкими.

Тем не менее, если бы Социал-демократическая партия была заинтересована в том, чтобы и дальше увеличивать поддержку со стороны русскоязычного населения, то портфель министра образования и перенесение договоренностей по поводу русских гимназий в новый коалиционный договор должны были бы иметь для соцдемов принципиальное значение. Обманув доверие русскоязычных избирателей в таком жизненно важном для них вопросе, вернуть его будет уже невозможно.

Впрочем, заявление Осиновского – не единственный сигнал того, что социал-демократы, не лучшим образом выступив на парламентских выборах и потеряв четыре мандата, несколько разочаровались в русскоязычном электорате. Договоры с советниками, отвечавшими за русскую тему и русскоязычную коммуникацию в Министерстве образования, Министерстве юстиции и в Рийгикогу – Павлом Ивановым и Вадимом Белобровцевым были расторгнуты в конце марта.

С одной стороны, это было известно заранее и объясняется состоявшимися выборами. С другой – анонимный источник из рядов партии сообщил «Postimees на русском языке», что и в случае вхождения соцдемов в правительство эти места, вероятно, отдадут другим людям, перед которыми будут поставлены другие задачи. «Что до русского электората, то я не думаю, что Социал-демократическую партию он в дальнейшем будет интересовать», – заявил нашей газете другой пожелавший остаться анонимным член партии.

Павел Иванов со следующей недели приступает к работе на новом месте. Вадим Белобровцев, остающийся на данным момент членом партии, свои дальнейшие планы не комментирует.

Хотя в среду Евгений Осиновский не принимал участия в коалиционных переговорах, он целый день провел на партийных совещаниях и не ответил на посланные ему журналистами Postimees дополнительные вопросы. По словам его советника в Министерстве образования и науки Хейди Оямаа, на данном этапе добавить к сказанному в интервью «Актуальной камере» Осиновскому нечего.

Андрес Анвельт, занимавший в прежнем правительстве пост министра юстиции, считает разговоры об отказе социал-демократов от русскоязычного электората необоснованными.

Отрицают смену курса

«Это именно слухи в прямом смысле слова», – заявил он Postimees. На вопрос журналиста, не считает ли он необходимым требовать для партии портфель министра образования любой ценой, Анвельт ответил: «У нас есть еще места, которые мы хотели бы получить любой ценой. Нельзя строить всю политику на ультиматумах. Для нас принципиальное значение имеют, например, региональная политика, детские пособия. Если мы откажемся от своих позиций в этих вопросах, то обманем другую, не менее важную часть наших избирателей».

Генеральный секретарь СДПЭ Индрек Саар, которого нашему корреспонденту удалось поймать в короткой паузе, сделанной участниками коалиционных переговоров, сказал, что он не может комментировать заявление Осиновского по поводу поста министра образования, поскольку узнал о нем только из СМИ, однако на переговорах до кадровых вопросов дело еще вообще не дошло.

Что касается будущего советников, ответственных в партии за работу с русскоязычным электоратом, то, по словам Саара, оно столь же неопределенно, сколь и будущее остальных членов партии, чьи должности зависят от состава будущего правительства. Саар, однако, категорически отрицает какие-либо изменения в позиции партии по так называемому русскому вопросу. «Мы не собираемся изменять нашим принципам ни в коалиции, ни вне ее», – заявил он.

Как сообщил в среду на конференции после окончания очередного раунда коалиционных переговоров лидер Партии реформ Таави Рыйвас, кадровые вопросы три партии будут обсуждать в четверг и в пятницу.

МНЕНИЕ

Игорь Калакаускас

член комиссии при Министерстве образования, анализировавшей по просьбе Осиновского результаты перевода русских гимназий на эстонский язык обучения

Недавнее заявление Осиновского лично меня озадачило: «Для меня не принципиально быть министром, а принципиально, чтобы в сфере образования были реальные сдвиги в правильном направлении. (…) На сегодняшний день мне не кажется, что по этим вопросам удастся позитивно договориться».

Я отлично понимаю, что политика – это искусство возможного и без компромиссов выстраивать политический процесс затруднительно. Однако в прошлом составе правительства соцдемы, в лице прежде всего Осиновского, предприняли попытку если не повернуть вспять, то оптимизировать переход гимназий, где учатся русскоязычные школьники, на эстонский язык обучения. Рабочая группа, в которой я принимал участие, пришла к однозначному выводу – этот переход осуществляется из рук вон плохо и пока отрицательных результатов больше, чем положительных. Соцдемы оказались первой партией, которая заявила о проблеме.

Теперь выясняется, что Осиновский готов уступить кресло министра образования. А что делать с теми русскими голосами, которые получили социал-демократы на парламентских выборах? Ведь их позиция по русской школе для многих стала мотивирующим фактором отдать голос именно за эту партию! Сам Осиновский собрал 2787 голосов, и этот результат не дает ему основания уходить от ответственности.

Я считаю, что Социал-демократическая партия не имеет права игнорировать поддержку избирателей. И если у этой партии есть принципиальная позиция по вопросу русской школы, то именно об этом нужно громко заявить и партнерам по переговорам, и общественности. Сейчас складывается впечатление, что партия заняла выжидательную позицию и не очень хорошо представляет себе, какую избрать тактику, чтобы угодить сразу всем.

Для политика умение выигрывать и проигрывать – целое искусство. Если этого умения нет, то нужно подыскать себе более подходящее занятие.

Андрей Лобов

член совета НКО «Русская школа Эстонии»

Я пока не знаком с деталями заявления Евгения Осиновского и хотел бы для начала узнать, в каком контексте и под каким соусом было подано решение не претендовать на пост министра образования в новом правительстве. Тем не менее, если говорить в общем, то мы по-прежнему ждем от Евгения Осиновского исполнения тех обещаний, которые должны были быть исполнены еще в январе-феврале.

Конкретно речь идет о представлении правительству ходатайств пяти русских гимназий города Таллинна, которые министр до сих пор не представил и которые теперь предстоит рассматривать новому правительству. Для русской общины Эстонии было бы хорошо, чтобы Осиновский все же довел до конца взятую на себя миссию, в противном случае останется осадок, избавиться от которого будет сложно.

Впрочем, я не вижу ничего страшного в том, что соцдемы могут и в самом деле закрыть для себя русскую тему. Популярность как теряется, так и восстанавливается через конкретные дела. Я не отрицаю возможности, что реформисты или IRL могут взять эту тему себе и сделать что-то положительное.

В конце концов, история знает примеры того, как непримиримые враги становились союзниками. Вспомните хотя бы ЮАР, в которой лидеры национальной партии и лидеры сопротивления в итоге пожали друг другу руки, на чем апартеид был завершен. К тому же не думаю, что социальные проблемы, которые наиболее остро стоят перед русской общиной, невозможно взять и просто закрыть. Тем более для партии, в названии которой есть слова «социалистическая» и «демократия».

Я уверен, что в стране уже теперь подул ветер возможных перемен. Русской общине живется несладко, и это уже стало видно невооруженным глазом, при этом понятно, что такое положение русской общины негативно влияет на общее положение эстонской общины. Дискриминация по национальному признаку превалирует над всеми другими видами дискриминации, и долго так продолжаться не может. Должны произойти перемены и, я уверен, перемены в лучшую сторону.

Яна Тоом

депутат Европарламента от Центристской партии

Заявлению Евгения Осиновского может быть два объяснения. Лежащее на поверхности и, надеюсь, несправедливое: Осиновский не держит удар. Он шел на выборы под лозунгом «превратим выборы в вотум доверия министру образования», а когда «вотум» провалился, опустил руки.

С другой стороны, результат выборов дал возможность эстонцам в партии сделать ошибочный вывод, что тема русской школы русскоязычному электорату неинтересна, а потому не стоит больше акцентировать на ней внимание. А если учесть, что по этой теме у соцдемов внутри партии консенсуса и не было, ситуация выглядит совсем невесело.

Вторым объяснением происходящему может быть то, что Осиновский знает, о чем сегодня договариваются переговорщики. А это уже серьезный сигнал для русскоязычного населения, который означает, что ничего хорошего от этого состава правительства ждать не стоит. Соцдемы отдают себе отчет в том, какие перспективы им даст новая коалиция, и оценивают свои шансы добиться той или иной поставленной перед собой задачи.

Социал-демократическая партия нужна эстонскому обществу, но сейчас явно видно отсутствие консенсуса даже внутри самой организации. Сложившаяся ситуация печальна именно для русского населения, поскольку в ином случае партия должна была бы или продолжать настаивать на своих требованиях во время переговоров, или вообще уходить из-за стола.

Последнего, скорее всего, не произойдет, поскольку очевидно, что под Свеном Миксером закачался пьедестал, и он во что бы то ни стало постарается привести свою партию в правительство. Обычно после выборов изучаются итоги и в подобной ситуации делаются выводы, в том числе и в отношении состава руководства партии. У соцдемов вход в коалицию автоматически мог бы снять напряжение и укрепить внутренние позиции Миксера.

Комментарии
Copy
Наверх