Йеменским девочкам поможет Эстония

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Снимок Стефани Синклер, посвященный йеменским «молодоженам», в 2011 году был удостоен премии международного фотоконкурса. Тахани (слева) и Маед поженились, когда девочке было шесть лет, а ее супругу 25. Рядом – бывшая одноклассница Тахани Гхада со своим супругом.
Снимок Стефани Синклер, посвященный йеменским «молодоженам», в 2011 году был удостоен премии международного фотоконкурса. Тахани (слева) и Маед поженились, когда девочке было шесть лет, а ее супругу 25. Рядом – бывшая одноклассница Тахани Гхада со своим супругом. Фото: Reuters/ScanPix

Эксперты утверждают, что, выдавая свою дочь замуж за взрослого мужчину, который лет на двадцать старше ее, йеменские родители вовсе не желают своим малолетним дочерям зла: они лишь хотят избавиться от бедности.

Подобные истории быстро принимают трагический оборот. Так, например, в 2013 году замужество восьмилетней Раван с 40-летним мужчиной в северо-западной области Йемена Хардх закончилось тем, что девочка умерла от внут­реннего кровотечения во время первой  брачной ночи.

Выступающая за права женщин и детей Ноора Аль Шами была выдана за муж в 11 лет. Сейчас эта 30-летняя женщина вспоминает, с каким восторгом она в свое время воспринимала чудесные платья, дорогие украшения и само бракосочетание. Но самым страшным в ее замужестве явилось исполнение «супружеских обязанностей», после чего девочка попала в больницу.

В 13 лет после двух неудачных родов Аль Шами стала матерью. В 15 лет, уже будучи матерью троих детей, она сумела, наконец, с помощью Международной организации Oxfam  освободиться от брачных уз. Именно она и стала одной из тех женщин, которые сумели добиться изменений в законодательстве Йемена,  разрешающем девочкам  вступать в брак лишь с 18 лет.

Проблема детских браков

Согласно статистике за 2010 год, более четверти юных жительниц Йемена выходили замуж еще до 15-летнего возраста. При вступлении в силу нового закона количество малолетних невест несколько сократилось: согласно прошлогодним данным UNICEF к 15 годам в браке состояло только 12 процентов йеменских девочек.

По словам представительницы йеменского Фонда управления  развитием молодежи Бушры Хандел (на фото), побывавшей в конце марта в Таллинне, сейчас многие организации начали заниматься проблемой детских браков. При этом она не скрывает, что в ее родных краях все еще есть уголки, где подобного рода злоупотребления продолжаются и по сей день.

Традиция выдавать девочек замуж в возрасте 10-11 лет имеет в Йемене давнюю историю. По словам Хандел, сейчас ситуация немного улучшилась и если раньше девочкам приходилось вступать в брак в очень юном возрасте, то теперь принято ждать, когда им исполнится хотя бы 16-18 лет.

«На самом деле вся проблема в бедности, – пояснила Хандел. – Возможно, что отец и не хочет выдавать свою дочь замуж, но у него слишком много голодных ртов».

В сотрудничестве с эстонским фондом Mondo и Минис­терством  иностранных дел Эстонии организация Хандел в прошлом году запустила проект «Algus» («Начало»). Его цель – оказание гуманитарной помощи девочкам и молодым женщинам, которые бросили школу и вышли замуж.

По инициативе проекта «Algus» был проведен мониторинг, который помог установить, сколько девочек выпало из системы школьного образования. После этого в двух регионах, где проблема с браками малолетних девочек стоит особенно остро,  среди местных общин была развернута реклама проекта, направленного на то, чтобы  содействовать возвращению к нормальной жизни девочек, которые прервали учебу.

Необходимо было найти 45 участниц. «Отыскать их было действительно непросто», – констатирует Хандел и это несмотря на то, что по статистике количество девочек, бросивших школу и рано вступивших в брак, в тех местах было значительным.

«В некоторых селениях им вообще не разрешают выходить из дома, – вспоминает Хандел. – Наша кампания продолжалась целый месяц, а мы так и не смогли набрать необходимое количество участниц».

В конце концов пришлось обратится за помощью к женщинам, которые занимаются местными общинами, и найти контактные данные участниц исследования.  «В первый день нам пришлось устраивать презентацию для родителей, чтобы убедить их в том, что девочки действительно будут находится в безопасном месте», – констатирует Хандел.

В итоге удалось найти 45 девочек в возрасте 13-18 лет. Их ситуации были очень разными: кого-то из них очень рано выдали замуж, а кто-то сам бросил школу. У некоторых молодых мамочек было двое детей, у кого-то трое, а кое у кого и вовсе по пятеро. Среди них были и такие, кто уже успел развестись.

Информирование людей

По словам Хандел, одной из задач проекта было помочь девочкам найти себя, дать им возможность почувствовать уверенность в себе и своих силах. Кроме того, их обучали основам организации бизнеса, чтобы они смогли начать собственное дело и самостоятельно наладить жизнь, некоторые начали изучать английский и арабский языки, осваивать математику, чтобы вернуться в школу.

«Мы помогли десяти девочкам вернуться к учебе, – радуется Хандел. – Они были очень рады, ведь раньше они даже и думать об этом не могли, теперь же некоторые из них мечтают о поступлении в университет». По ее мнению, хорошим сигналом является уже то, что нашлись девочки, пожелавшие в следующий раз принять участие в аналогичном проекте.

Наряду с оказанием помощи молодым женщинам проект «Algus» занимался и информированием людей. В рамках этой инициативы 19 учителей прошли подготовку в области прав ребенка и обществоведения. «Цель обу­чения – объяснить, что дети имеют право на образование, – пояснила Хандел. – Эти учителя в дальнейшем обучили еще по 25 учеников, и эти дети, в свою очередь, тоже занимались в своих школах просветительской деятельностью: они писали стихи, рисовали картины, выступали с речами и делали другие интересные вещи».

Был снят также фильм, рассказывающий о насилии в отношении малолетних девочек, просвещением родителей занимался имам.

В 14 лет предстала перед судом за убийство мужа

• В Нигерии 14-летней Василат Тасиу  грозит смертная казнь за то, что она не смогла придумать ничего лучшего для того, чтобы освободиться от своего 35-летнего мужа, Умара Сани, кроме как отравить его с помощью крысиного яда. Супруг скончался в апреле прошлого года через две недели после бракосочетания.

• По словам второй жены умершего Рамату, в тот вечер ужин готовила молодая супруга Тасиу, которой  предстояло разделить ложе с мужем. Отведав еду, мужчина начал пускать пену изо рта, не смог продолжать трапезу и вскоре испустил дух.

• Подозреваемая в убийстве девочка предстала перед судом в провинции Кано. Обвиняемая родом из бедной консервативной мусульманской семьи. Одной из ключевых свидетельниц на этом процессе стала ее семилетняя сестра Хамзия, которая также проживала в доме отравленного супруга.

• По словам девочки, сестра дала ей деньги и велела купить  в лавке крысиного яду.

• Защищавшая Тасиу адвокат Хуссаина Аллиу просила судью оправдать девочку. По ее утверждению, обвинитель не смог доказать намерение девочки лишить мужа жизни. Аллиу также поставила под сомнения свидетельские показания семилетней сестры, вдобавок все они были противозаконными.

• Родители убитого мужчины и самой Тасиу утверждают, что девочку никто не выдавал замуж насильно, просто в 14 лет ей уже было пора вступать в брак. Сани был выбран из нескольких представленных ей мужчин. В провинции Кану доминируют мусульмане и действует шариат. Таким образом впервые за последние 18 лет Тасиу может оказаться первым ребенком, которого приговорят к смертной казни.

AFP/PM                                               

Комментарии
Copy
Наверх