Вильяр Веэде: как делаются деньги на здоровье?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вильяр Веэде
Вильяр Веэде Фото: Pm

Член Эстонского общества студентов-медиков Вильяр Веэде пишет о типичных приемах алкогольной промышленности, позволяющих без всяких проблем производить и продавать алкогольные напитки, наживаясь на здоровье людей.

В марте эстонские производители алкоголя передали новой коалиции меморандум, поводом к которому стало планируемое повышение акциза по принципу 10-10-10. После того как в этом году акциз будет повышен на 15 процентов, в последующие три года акцизная ставка будет ежегодно повышаться на 10 процентов.

В своем меморандуме производители предупреждают, что планируемое повышение акциза снизит потребление алкоголя настолько, что это нанесет существенный урон экономике и конкурентоспособности Эстонии. Настораживает тот факт, что крупные производители спиртных напитков, составляя совместный документ, на время забыли о существующих между ними разногласиях. Неужели рост акциза может реально угрожать прибыли алкогольной промышленности? Может, в противном случае этому не уделили бы столько внимания.

Злоупотребление алкоголем – один из самых значительных факторов риска для здоровья. В Европе среди непосредственных причин смертности алкоголизм стоит на третьем месте после гипертонии и курения. Только целенаправленная деятельность способна изменить ситуацию, но она не проводится, хотя еще лет двадцать назад были разработаны меры по снижению пьянства, эффективность которых научно доказана.

Алкогольная промышленность использует целый арсенал тактик для создания выгодной для себя бизнес-среды. К числу методов и аргументов, к которым она прибегает, можно отнес­ти и упомянутый меморандум. Эти приемы характерны не только для Эстонии, во всем мире их используют крупные концерны, в которые входят и такие эстонские фирмы, как Сакуский пивоваренный завод и A Le Coq.

Во-первых, политика. Алкогольная промышленность кровно заинтересована в том, чтобы иметь выгодное для себя законодательство. Главное – максимально блокировать политические стратегии, эффективно уменьшающие потребление алкоголя, и поддерживать минимально эффективные стратегии. Самые результативные меры в борьбе с алкоголизмом давно известны. Это – повышение цен на алкоголь, установление минимальной цены, сокращение числа торговых точек, запрет на рекламу алкоголя и одновременно кампании, рассказывающие о вреде алкоголя.

Алкогольная промышленность поддерживает «ответственную» саморегуляцию и проводит различные кампании без учета вышеназванных мер и последовательно упирает на то, что в проблемах, связанных с алкоголем, виноват потребитель. Большинство людей наверняка не обращали внимания на то, что все кампании, проводимые производителями алкоголя, упор делают на личной ответственности и свободе выбора. Так стирается всякая связь между проблемами, вызванными алкоголем, и промышленностью, поскольку виноват всегда оказывается глупый потребитель. Такого рода кампании последовательно доносят до нас мысль о том, что потребление алкоголя является естественной и неизбежной частью культуры.

Из года в год мы слышим о том, что «большинство людей употребляют алкоголь», «алкоголь существует столько же, сколько существует культура», «алкоголь является неотъемлемой частью социальных мероприятий». Недавняя кампания «Joo targalt!» – «Пей с умом!», организованная Союзом производителей алкоголя и дистрибьюторов, служит наглядным тому примером.

Вновь и вновь, словно мантру, повторяют, что повышение цен на алкоголь и ограничение его доступности ущемляет права ответственного потребителя. Научные исследования и логика говорят, однако, о том, что меньше потреблять станет как раз «проблемный» контингент, но отнюдь не те, кто «употребляет» умеренно. Всегда наготове и утверждение о том, что такие ограничения могут плохо отразиться на экономике и снизят налоговые поступления. Разумеется, при этом стараются не говорить  о том, что ущерб, вызванный злоупот­реблением алкоголя, во много раз выше.

Во всем мире политическое влияние алкогольной промышленности настолько велико, что любая эффективная стратегия по уменьшению потребления алкоголя в большинстве случаев проваливается.

В Шотландии, например, врачи и специалисты, ратующие за здоровый образ жизни, неоднократно пытались провести законопроект об установлении минимальной цены на единицу алкоголя, что, по их мнению, должно помочь сократить потребление спиртных напитков. Но из-за сильного лобби производителей алкоголя законопроект не прошел.

Во-вторых, наука. Сколько существует научных исследований, доказывающих, что потреб­ление алкоголя в умеренных количествах полезно для здоровья. При ближайшем рассмотрении зачастую выясняется, что работы ученых, публикующих исследования о пользе алкоголя, профинансированы спиртовой промышленностью. Такие исследования, с одной стороны, поддерживают веру в относительную безопасность алкоголя, с другой – их можно использовать в качестве аргументов при разработке политики в области здравоохранения и составлении справочных материалов. Точно так же побеспокоятся и о том, чтобы результаты исследований осветили СМИ, нередко под искаженными заголовками.

В различных изданиях регулярно публикуются сообщения о том, что алкоголь в умеренных количествах защищает сердце или растворяет желчные камни. При этом, конечно, оставляют без внимания тот факт, что алкоголь в большом количестве повышает риск развития рака груди или повреждения печени.

Недавно было напечатано любопытное сообщение, что у матерей, которые во время беременности употребляют в небольших количествах вино, рождаются умные дети. Следует критичес­ки относиться к такого рода информации, поскольку выявленная связь, скорее всего, носит случайный характер и никак не связана с «полезными свойствами вина». Но заголовок уже отложился в памяти.

Известно, что промышленность целенаправленно прибегает к услугам ученых, чтобы те критически отзывались о своих коллегах, обращающих внимание на риски, связанные с алкоголем. В 1994 году ВОЗ опубликовала доклад, посвященный проблемам здоровья населения, связанным с алкоголем. В составлении доклада участвовали ученые из многих стран. Британская торговая группа Portman Group, в которую входят производители алкоголя и пивовары, наняла за 2000 фунтов несколько академиков, чтобы те публично опро­вергли содержащиеся в докладе выводы. Как признался один профессор психологии, ему предложили деньги, чтобы впредь в своих работах он не использовал выражение «alcohol and other drugs». Это было сделано с одной целью – сохранить представление о том, что между алкоголем и наркотиками существует фундаментальное отличие.

В-третьих, масс-медиа. Алкогольная промышленность не только сознательно формирует информационное пространство, но и использует СМИ для рекламы своей продукции. Реклама действует на подсознание на эмоциональном, неосознанном уровне. Только в США производители алкоголя ежедневно тратят на различную рекламу 13 миллионов долларов, при этом 75 процентов расходуется на спонсорскую деятельность, различные игры и сувениры (например, футболки).

Производители алкоголя  придерживаются мнения, что реклама не побуждает людей больше пить. Многими исследованиями неоднократно доказано, что это не так. Подобные космические суммы не тратили бы на то, что не работает. В Эстонии за последние десять лет объем рекламы алкоголя на телевидении вырос более чем в три раза.

Производители алкоголя прилагают немало усилий к тому, чтобы выглядеть в глазах общественности ответственными деятелями, способствующими общественному росту. В этом прекрасно помогает спонсорство, с помощью которого создается мнение, что они занимаются альтруизмом, попутно рекламируя себя.

Ярким тому примером может служить кампания против семейного насилия, проводимая с 1999 года крупнейшим в США пивоваренным предприятием Miller Beer. Фирма выделила два миллиона долларов приютам для женщин по всей стране, что, конечно, можно только приветствовать. При этом на формирование положительного имид­жа Miller Beer было потрачено сто миллионов долларов. Если бы пивоваренная компания искренне хотела помочь женщинам, она бы больше потратила на благотворительность. О том, что между алкоголем и семейным насилием существует прямая связь, конечно, не упоминалось.

Из-за постоянных вспышек насилия в 2003 году на футбольных стадионах Бразилии запретили продавать содержащие алкоголь напитки. Но поскольку компания  Budweiser является одним из главных спонсоров FIFA, этот запрет вошел в противоречие с ее коммерческими интересами. FIFA потребовала от бразильского правительства, чтобы запрет был снят на время проведения ЧМ, что и было сделано.

Конечно, следует понимать, что производство алкогольных напитков является таким же бизнесом, как и любой другой. И главная цель – получение прибыли. В контексте экономического мышления усилия, предпринимаемые производителями алкоголя для достижения цели, вполне понятны. Но повышение прибыли алкогольной промышленности и улучшение состояния здоровья населения  – это такие вещи, которые достигаются только за счет друг друга. Новое правительство, по крайней мере на первых порах, сделало выбор в пользу здоровой Эстонии.

Голубая мечта специалистов в области валеологии – науки о здоровье – вовсе не сухой закон. Их целью не является запрет на производство и потребление алкоголя, это абсурд. Тотальные запреты обречены на провал. Цель – такое общество, которое не поощряет пьянство так, как делается это сейчас.

Комментарии
Copy
Наверх