Совсем не арабский старый Хельсинки

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бурный поток. Пороги на реке Вантаа. Обратите внимание на скульптуру, установленную на углу дома.
Бурный поток. Пороги на реке Вантаа. Обратите внимание на скульптуру, установленную на углу дома. Фото: Вера Копти

Название одного из районов финской столицы – Arabianranta – давно будоражило воображение автора.

Так как район когда-то считался промышленным, воображению представали сюрреалистические картины мрачных заводских корпусов, переделанных в стильные лофты. А само название местности приписывало ему некую эмигрантскую окраску. Поэтому приехав в Хельсинки в командировку, свое свободное время я потратила на поездку в Арабию.

На «шестерке» до конца

Сегодня это шикарный район с современной застройкой, и купить квартиру в «арабских» домах явно не по карману эмигранту из Ближнего Востока. Да и нет их там! Откуда же название? Еще в XVIII веке эти места назывались «Земля аравийская и ханаанская». Построенная там в 1871 году керамическая фабрика стала называться... правильно, мне нравится ход ваших мыслей, проcто Arabia.

В ее бывшем производственном корпусе сейчас находится Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Ааlto. Ее трудно не заметить из-за высокой трубы и слова Arabia на торце.  

Так что если вы приехали в Хельсинки, центр которого уже исхожен вдоль и поперек, а желание узнать что-то новое возникло, сядьте на трамвай шестого маршрута и через 20-30 минут окажетесь в Арабии. Что там делать? Если вы все-таки одержимы шопингом, сразу зайдите в местный торговый центр, специализирующийся на керамике, домашнем текстиле и прочей посуде. Там есть и фабричные магазины, продающие свои изделия со скидками, есть и дизайнерские ателье. А на верхнем этаже, куда можно подняться на скоростном лифте, расположен музей фабрики. Только не перепутайте Arabia­keskus с просто Arabia. Вам нужен именно первый, а второй – этот так, обычный большой магазин районного масштаба.

Старый город вдали

Потом спускайтесь к воде. Здесь можно рассмотреть новую Арабию во всей красе: дома самой современной архитектуры, прибрежные дорожки и скамеечки. В хорошую погоду тут просто приятно подышать свежим воздухом и погреться на солнышке. Но любопытство ведет дальше: совсем недалеко от Арабии находится Vanhakaupunki – старый город. Да-да, именно здесь, в устье реки Вантаа, 12 июня 1550 года шведским королем Густавом Васа и был основан Хельсинки. От первоначальной застройки, естественно, ничего не осталось. Да и место было выбрано неудачно: на мелководье не могли заходить корабли, что сильно осложняло развитие несостоявшегося главного финского города.

Медленная прогулка от побережья Арабии до Старого города займет у вас минут тридцать. Ориентир – пешеходный вантовый мост. С него отлично видно, как два рукава реки Вантаа, соединяясь, превращаются в настоящее озеро. Судя по многочисленным доскам объявлений, расставленным по его берегам и украшенным деревянными рыбками и прочей речной живностью, здешние места – рай для рыбаков. Сюда идет речная форель, ловля которой ограничена и временем, и местом. В частности, около водопадов забрасывать удочки категорически запрещено. В других местах написано, что на отлов требуется специальное разрешение. Этими объявлениями на двух языках – финском и русском (!) – уставлены все берега, что не мешает этим же берегам быть усеянными рыболовами.

Ловись, рыбка

В Старом городе есть и водопады, и пороги. Водопад под стать ягаласкому окультурили еще во времена процветания керамической фабрики: использовав естественный рельеф, тогдашние умельцы построили плотину. Вода и сейчас устремляется вниз со страшной силой, а любоваться  видом можно с многочисленных мостиков.

Река Вантаа, как уже сказано, в этом месте образует два рукава. Между ними островок, на котором в старинных зданиях расположился Технический музей. Между прочим, по четвергам вход туда бесплатный, и если вы уж добрались до Старого города, то зайдите и в музей. Он не столь роскошен, как, например, аналогичный музей Стокгольма, но по-своему мил.

За музеем – тщательно огороженное второе русло реки, бурным потоком спускающейся по уступам. И скульптура мальчика с удочкой, установленная на углу дома, нависающего над рекой. И опять таблички о запрете забрасывать удочки. Но рыбу здесь все-таки ловят, несмотря на запреты. И если на пологих берегах сидят себе посиживают обычные рыбаки, то на камнях среди бурунов стоят если не профессионалы, то тщательно подготовленные любители: в их руках не привычные нам удочки, а специальные короткие удилища, оснащенные не лесками, а длиннющими тросиками, которые парни в прорезиненных комбинезонах ловкими движениями раскручивают и забрасывают на несколько десятков метров вниз по течению. Наблюдать за ними чрезвычайно интересно. Особенно это удобно делать с очередного моста.

И много там чего еще

Чтобы не опоздать на паром, посматривайте на часы, потому что время в Арабии течет незаметно. А заглянуть еще есть куда: напротив бывших фабричных корпусов – многочисленные парки с красивыми виллами: деревянная архитектура в Хельсинки не столь распространена, как в провинциальных финских городках, поэтому тоже достойна вашего внимания. К сожалению, есть там и запущенные участки. Один из них, правда, скрытый за кустами, расположен как раз напротив здания творческого учебного заведения.

Есть в Арабианранта и Висельная скала – Hirsipuukallio. Говорят, что припозднившиеся пьянчужки, возвращаясь домой с гулянки, и собачники, прогуливающиеся в ночи со своими питомцами, часто слышат там вопли, плач и стоны грешников, когда-то закончивших свои дни на этом самом месте. Хотя кто знает, может, собачники слышат вопли пьяниц? В ночи там мне побывать не довелось, но если вы найдете в Арабии дом, приметный забор которого украшен керамическими кошками, то как раз за ним и находится этот природный оазис со страшным названием.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх