С круга Хааберсти – на круги ада

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Александр Павелиев готов отдать свою машину на экспертизу, но ее никто не хочет брать.
Александр Павелиев готов отдать свою машину на экспертизу, но ее никто не хочет брать. Фото: Лийс Трейманн

Водитель получил штраф в 600 евро за аварию, в которой, по его словам, он не участвовал, и должен заплатить еще 413 евро за экспертизу, на которую его не пригласили.

В истории, которую нам рассказала владелица автомобиля Opel Astra Светлана Павелиева, много загадок. Ее муж, который пользуется машиной, зарегистрированной на имя Светланы, получил уведомление о штрафе в размере чуть более 1000 евро. Полиция утверждает, что Павелиев совершил аварию и скрылся с места происшествия, чем нарушил сразу две статьи Закона о дорожном движении: причинение имущественного или физического вреда и несообщение о дорожно-транспортном происшествии. К сумме штрафа добавлена стоимость проведенной в ходе расследования экспертизы, по результатам которой Павелиев и был признан виновным.

Звонок из прошлого

«По всей видимости, этот штраф мы заплатим, поскольку в торжество справедливости уже не верим. Однако хотели бы рассказать о том, как по неопытности можно оказаться виноватым там, где считаешь себя невиновным», – объяснила Светлана причину обращения в газету.  

29 октября на телефон Светланы поступил звонок с неизвестного ей номера. Из разговора она поняла, что звонят из страхового общества (названия она не запомнила): «Они спросили, мне ли принадлежит машина, я ответила утвердительно. Тогда они сказали, что на нашем автомобиле была совершена авария, а водитель уехал с места происшествия. Мы стали думать, какая авария, если машина стоит на парковке? Они объяснили, что авария случилась еще в сентябре».

По словам Павелиевой, с этого момента кое-что стало проясняться. В тот день ее муж (у Светланы даже нет водительских прав) ждал своей очереди, чтобы въехать на знаменитый своей аварийностью круг в Хааберсти, а с него  направиться на Палдиское шоссе. Перед ним стояла машина Toyota Cоrolla (марку супруги узнали позже), которая, тронувшись, вдруг резко остановилась и заглохла.

«Муж ударил по тормозам и был абсолютно уверен, что столкновения удалось избежать. Он аккуратно объехал заглохнувший впереди него автомобиль и спокойно отправился дальше, – уверяет Павелиева. – Уже дома он на всякий случай еще раз осмотрел машину, следов удара не обнаружил, а поэтому тут же забыл эту историю и мне ничего не рассказал – рядовая ситуация на дороге, мало ли таких происходит каждый день».

Узнав о претензиях в свой адрес, Павелиевы решили сразу разобраться, и на следующий же день после звонка повезли машину в страховую компанию, чтобы ее там осмотрели и удостоверились, что никаких следов аварии на ней нет: «Страховщики посмотрели, сделали фотографии и сказали, что ничего не понимают и претензий к нам не имеют». А еще через месяц пришла повестка из полиции.

Следов нет, обвинение есть

Павелиевы не прятались, прибыли к следователю в назначенное время. «Муж описал ситуацию, которая случилась в тот день на круге Хааберсти. Нарисовал схему. После мы видели объяснение, которое написала владелица поврежденной машины, но прочесть не смогли, поскольку оно написано на эстонском языке, которым мы не владеем в достаточной степени, – говорит Светлана. – Потом следователь вышла к машине, тоже осмотрела ее, сделала несколько фотографий и сказала, что на следующей неделе нас пригласят на экспертизу».

Приглашения ждали неделю, две, три... Время шло, но никаких сообщений из полиции не поступало: «А мы же не знакомы с системой – как и что в таких случаях происходит. Наверное, как и многие другие законопослушные жители Эстонии, – рассказывает Светлана. – В страховой фирме нам сказали, что претензий к нам нет. Из полиции никто не звонил, и поэтому мы решили, что история благополучно завершилась».

А в марте из полиции, наконец, пришла весточка, точнее повесточка. «Нас вновь пригласили к следователю, где мы еще раз написали объяснение и нарисовали схему происшествия. Наконец увидели фотографии машины, владелица которой обвинила нас в том, что наш автомобиль ее ударил. У нее оказались настолько существенные повреждения, что в голове не укладывалось, как можно было серьезно зацепить другую машину и не оставить никаких следов на своей? После мы обследовали весь свой Opel в попытке найти ну хоть что-нибудь, что могло бы нанести такие глубокие царапины, но ничего не нашли», – говорит Павелиева.

И снова потянулся месяц ожидания, по прошествии которого супруги получили окончательное решение: нарушены две статьи закона, нужно заплатить 600 евро штрафа и 413 евро за экспертизу. «Последнее удивило еще больше: нам сказали, что на экспертизу нас пригласят, но этого не произошло, а на вопрос об этом в полиции ответили, что эксперт обошелся фотографиями, которые следователь сделала, когда осматривала машину», – разводит руками Светлана.

Эксперт знает, что ему нужно

Очевидно, что в этой истории кто-то говорит неправду. Например, супруг нашей героини, который, не заметив на своем автомобиле следов  столкновения, успокоился и решил не признаваться. Но тогда почему он так отчаянно предлагает осмотреть и изучить его машину, готов на все экспертизы, даже настаивает на них? Ведь специалисты запросто определят, замывали ли что-то, меняли ли и многое другое.

Или врет владелица пострадавшей машины? Но она, судя по повреждениям, не виновата в аварии, поскольку получила удар сзади, а тот, кто ехал сзади, обязан был держать дистанцию. Кроме того, она с места аварии не уезжала, а, почувствовав удар, тут же вызвала полицейский патруль, чтобы тот зафиксировал случившееся.

Или чего-то недоговаривает полиция, которая полгода вела простое дело, обещала пригласить людей на экспертизу, да так и не пригласила, а потом определила виновного и выписала ему солидный штраф? Или эксперт, который изучил только фотографии и пришел к выводу, что след от аварии –  это пятнышко на переднем бампере, которое Павелиевы называют грязью? Но вторая машина сильно оцарапана, и если прав эксперт, то получается, что «опель» круче и крепче «тойоты»!

Мы попросили, чтобы историю нам прояснили в Департаменте полиции и погранохраны, и вот что ответила пресс-секретарь Виктория Корпан, в том числе и на вопрос, почему экспертиза делается по фотографиям:

«Понятий „очная” и „заочная” экспертиза нет. Сотрудник, ведущий делопроизводство, при назначении экспертизы предоставляет имеющийся в деле доказательный материал (в том числе фотографии, схемы места происшествия, показания участников ДТП и/или свидетелей и др.), и уже эксперт Института судебной экспертизы (EKEI) решает, достаточно ли ему имеющихся материалов для работы. Виновного знакомят с материалами дела и составляется протокол о проступке. По совокупности всей собранной доказательной базы, в том числе результатов экспертизы, доказывающих вину данного лица, сотрудник полиции, ведущий производство о проступке, принимает решение о наказании».

Корпан объяснила, что принять решение, не имея достаточного количества доказательств, сотрудник полиции не сможет. А если вину вообще не удастся доказать, то дело в отношении конкретного человека будет прекращено.

Поинтересовались мы и тем, почему так долго велось следствие по такому простому делу и почему изучение фотографий стоит так дорого. «Экспертизу проводит EKEI, сроки проведения экспертизы зависят от многих нюансов. Приоритетными являются ДТП, в которых пострадали люди, – объяснила Корпан. – Стоимость экспертизы назначается экспертом, исходя из Закона о судебной экспертизе. Прейскурант экспертиз указан в положениях Закона о судебной экспертизе».

Корпан говорит, что самым простым способом избежать подобных проблем являются аккуратность и честность: «В ситуации, когда есть малейшее подозрение, что могло иметь место столкновение и вы стали участником ДТП, следует не уезжать, а убедиться, что все в порядке. Если столкновение все же произошло и был нанесен материальный ущерб, то при отсутствии пострадавших нужно попытаться самостоятельно разобраться в том, кто является виновником случившегося. Если все участники аварии одинаково понимают ситуацию и виновный установлен, то вызывать полицию на место не требуется, а следует связаться со страховой компанией».

Если же участники ДТП не могут сами определить, чьи действия стали причиной аварии, либо на месте нет водителя другого транспортного средства (например, при столкновении с припаркованным автомобилем), то следует сообщить о происшествии в полицию и действовать в соответствии с полученными указаниями.

«Естественно, если есть пострадавшие, в первую очередь нужно вызвать скорую помощь и не уезжать, пока необходимая помощь пострадавшим не будет оказана. А в случае если нанесен только материальный ущерб, нужно как можно быстрее установить обстоятельства и виновников происшествия. Несообщение о ДТП, oставление места аварии и неоказание помощи являются правонарушениями, – подчеркнула Виктория Корпан. – Законом предусмотрена возможность выплаты назначенного штрафа по частям. Для этого до вступления решения о наказании в силу (дата указана в конце решения) необходимо обратиться с соответствующим ходатайством в учреждение, которое принимало решение по этому делу, в данном случае в Пыхьяскую префектуру. Если решение уже вступило в силу, то можно ходатайствовать об этом в суде».

Затратное это дело

Но что делать тому, кто в своей невиновности уверен, а ему говорят об обратном, и уже через несколько дней ждут, что он оплатит назначенный ему довольно крупный штраф?

«Оспорить результаты экспертизы нельзя, – внес ясность в возникшие у нас вопросы руководитель юридического бюро Invictus Юри Асари. – На данный момент очевидно одно: в отношении читателя вынесено решение об уплате штрафа, с которым он не согласен. Выходов из сложившейся ситуации осталось немного – или оспорить решение в суде, или платить штраф. Перспективность гипотетического судопроизводства можно оценить, только ознакомившись с самим решением и другими имеющимися документами».

Юрист добавил, что право оспорить решение указано в п. 7 ч. 1 ст. 19 Закона о производстве по делу о проступке. На основании ч. 4 ст. 114 этого закона, жалобу на решение можно подать в течение 15 дней, начиная с того дня, когда решение учреждения, ведущего производство во внесудебном порядке, стало доступным участникам процесса. Важно проследить за тем, чтобы жалоба соответствовала требованиям, приведенным в статье 115 того же закона.

«Так, помимо очевидных формальностей (наименование суда, в который отправляется жалоба, контактные данные лица, подающего жалобу, его представителя, наименование учреждения, которое вынесло оспариваемое решение, а также оспариваемая часть решения и пр.) нужно будет обосновать жалобу и приложить доказательства, ходатайства и пояснения, – объясняет специалист. – Суд – как раз то место, где и нужно предъявлять все имеющиеся возражения и замечания, которые, вне всякого сомнения, будут касаться и экспертизы. К слову, регуляция Закона о производстве по делу о проступке предусматривает, что экспертизу соответствующим постановлением (ч. 1 ст. 94) назначает суд (а не учреждение, ведущее производство во внесудебном порядке). Так что это также может быть потенциальным весомым возражением в жалобе. Поэтому к составлению данного документа надо подойти основательно, и, конечно, в этом деле без помощи юриста вряд ли можно обойтись».

Светлана Павелиева говорит, что и рада бы оспорить решение полиции в суде, однако ее, как и многих других жителей Эстонии, останавливает финансовый вопрос: «Я читала в вашей же газете, сколько нужно заплатить, чтобы подать жалобу в суд. Это непомерные траты. Понимаю, что в случае победы все деньги будут возвращены, но сначала-то нужно заплатить самим, а для семейного бюджета это существенная нагрузка. Штраф, даже такой большой, окажется меньшей проблемой, особенно если его разрешат оплатить по частям».

Справка «ДД»:

Статья 236. Несообщение о дорожно-транспортном происшествии

(1) Нарушение водителем транспортного средства, являющимся участником дорожно-транспортного происшествия, требования о сообщении полиции о дорожно-транспортном происшествии, если такое сообщение является обязательным, – наказывается штрафом в размере до трехсот штрафных единиц, арестом или лишением права управления транспортным средством на срок до двенадцати месяцев.

(2) Суд или учреждение, ведущее производство во внесудебном порядке, может применить в качестве дополнительного наказания за совершение виновного деяния, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лишение права управления транспортным средством на срок от трех до девяти месяцев.

Статья 237. Оставление места дорожно-транспортного происшествия или оставление без помощи пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии человека, находящегося в беспомощном состоянии

(1) Оставление места дорожно-транспортного происшествия или оставление без помощи пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии человека, находящегося в беспомощном состоянии, – наказывается штрафом в размере до трехсот штрафных единиц, арестом или лишением права управления транспортным средством на срок до двадцати четырех месяцев.

(2) Суд или учреждение, ведущее производство во внесудебном порядке, может применить в качестве дополнительного наказания за совершение виновного деяния, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лишение права управления транспортным средством на срок от шести до двенадцати месяцев.                                  Источник: Закон о дорожном движении

Справка «ДД»:

ДТП, при которых виновник покинул место происшествия

• 10 апреля около 19 часов в поселке Кангру волости Кийли, Харьюмаа, неизвестный автомобиль сбил велосипедиста и скрылся с места происшествия. Велосипедист, 53-летний Алари, был доставлен в больницу. Полиция просит очевидцев позвонить по инфотелефону Департамента полиции и погранохраны 6 12 3000, который работает каждый день с 8 до 19 часов.

• 11 апреля в 19.40 в Нарве на ул. Пяхлимяэ, у магазина Maxima неизвестный автомобиль наехал на нерегулируемом пешеходном переходе на 26-летнего Александра. Автомобиль скрылся с места происшествия, пешеход сам обратился в отделение экстренной медицины Нарвской больницы.

• 13 апреля выяснилось, что в Пылвамаа, волости Орава, на Ханиказе-Тамме теэ был совершен наезд на железнодорожный виадук Тудерна, в результате чего повреждена конструкция. Всех, кто был очевидцем данного ДТП или может дать дополнительную информацию для прояснения обстоятельств случившегося, просят позвонить по телефону 79 98 310 или 6 12 3000.

• 15 апреля в Тарту, у дома по адресу Тяхтвере, 16, проехавший мимо автомобиль сломал боковое зеркало припаркованного автомобиля Jeep и скрылся с места происшествия. Предполагаемым виновником может быть водитель автомобиля Nissan темного цвета.

Источник: Департамент полиции  и погранохраны

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх