В случае семейных разборок полиции требуется помощь

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

По мнению полицейских, социальные работники могли бы играть большую роль в профилактике семейного насилия.

Институт открытого общества Эстонии обнародовал результаты проведенного в феврале и марте исследования, посвященного насилию в семье. Сотрудники полиции и юрис­ты главными причинами насилия в отношении женщин считают неумение мужчин контролировать собственную агрессивность, не меньшее значение, на их взгляд, имеет и непродуманное поведение женщин, которое может привести к физическому или сексуальному насилию.

Как показало исследование, хотя полицейские считают нравственное и физическое насилие серьезной проблемой, они не располагают ни временем, ни возможностями для того, чтобы ее решить и повлиять на тех, кто тиранит близких.

Отмечается также, что полицейским трудно определить, имеет ли место обычная семейная ссора или серьезные разборки с применением насилия. Если жертва находится в состоянии опьянения, то полицейским, на которых и без того лежит высокая нагрузка, трудно доказать, что по отношению к пострадавшей стороне было применено насилие.

Патрульным полицейским не хватает опыта

Зачастую разобраться в том, просто ли «милые бранятся» или всерьез с кулаками выясняют отношения, патрульным полицейским мешает недостаточная компетентность. Дело в том, что почти половина патрульных полицейских – молодые люди в возрасте до 30 лет. «Им не хватает опыта, особенно когда имеет место серьезный конфликт, но они вынуждены принимать решение», – сказала социолог Иви Проос, проводившая вместе с коллегами исследование.

Как отмечали полицейские, нередко им приходится выступать в роли психологов, но они не имеют специальных знаний и навыков, да у них и нет времени для психологических бесед.

«Судя по всему, информация о насилии в отношениях между близкими людьми поступает сначала в полицию и только затем доходит до других инстанций. «Должно быть наоборот: информация должна сразу же поступать к социальному работнику, который решает, нужно вмешиваться или нет», – сказал заместитель генерального директора Департамента полиции и погранохраны Йоозеп Каазик, отметив, что если в 2005 году ежедневно в полицию поступало семь сообщений о насилии в отношении близких людей, то в прошлом году – уже 34 сообщения.

Поскольку в прошлом году аналогичное исследование было проведено среди социальных работников, то сейчас представилась возможность сравнить результаты.

Как сказала Иви Проос, проблемами насилия в семье социальные работники занимаются намного меньше, чем полицейские, которые уделяют этой теме намного больше рабочего времени. Только 53 процента социальных работников считают, что семейное насилие – это их тема. В то же время 78 процентов полицейских считают, что они должны заниматься проблемами домашнего насилия.

Любопытно, что, как показало исследование, социальные работники и полицейские по-разному оценивают обмен информацией друг с другом. Если свыше 90 процентов полицейских ответили, что очень часто информируют социальных работников и специалистов по защите детства о случившемся, то социальные работники сообщили, что только о 58 процентах случаев они узнают от полиции. Нередко информация имеет вид деревенских слухов.

Жертвы не просят о помощи

Но в одном и сотрудники полиции, и социальные работники сходятся: получить информацию о семейном насилии от семейных врачей крайне сложно. «Врачи опасаются сообщать информацию полиции, если жертва на этом не настаивает», – сказала заведующая бюро профилактики и надзора Департамента полиции и погранохраны Кати Арумяэ.

По мнению полиции, жертвы не обращаются за помощью потому, что испытывают неловкость и стыд. 68 процентов социальных работников считают, что женщины не просят помощи потому, что боятся, что социальные работники их же обвинят в том, что случилось. Среди полицейских тех, кто разделяет это мнение, оказалось намного меньше. Тем не менее, 32 процента сотрудников полиции уверены в том, что жертву насилия сдерживает страх, что полицейский может ее обвинить.

По инициативе Института открытого общества Эстонии в феврале и марте этого года был проведен опрос, в котором участвовали 217 сотрудников полиции. Исследование проводилось для того, чтобы узнать, какие проблемы мешают полицейским разбирать случаи семейного насилия.

Комментарии
Copy
Наверх