Непляжная Турция. Каппадокийские записки. 1.

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Неприступная некогда крепость Ухчисар и 
одноименная деревня.
Неприступная некогда крепость Ухчисар и одноименная деревня. Фото: Вера Копти

Сладостное ничегонеделание на солнечном берегу Средиземного моря не по мне, поэтому в Турции я не была ни разу, пока не подвернулось одно интересное предложение.

В октябре прошлого года раздался звонок из Стокгольма: друзья интересовались, не хочу ли я съездить в Турцию, но не валять дурака на пляже, а посетить знаменитую на весь мир Каппадокию. Известная туристическая фирма TSS – Travel Service Scandinavia, работающая в Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, как раз специализируется на таких познавательных поездках и забронировавшим путешествие заранее предлагалась солидная скидка. Конечно же, я была согласна!

Жертва вулканов

И вот через полгода в аэропорту Анталии приземлились два самолета: из Стокгольма и Гётеборга. Они доставили в Турцию 320 туристов, которых без спешки распределили по девяти автобусам девять турецких гидов, некоторые из которых владели шведским, и все без исключения беглым английским. Нам достался обаятельный Осман Киндир, по образованию учитель немецкого языка и литературы, к которому за восьмидневное путешествие мы успели привыкнуть.  

Программа, надо отдать ей должное, была насыщенной: посещение монастырей,  мечетей, подземных городов, музея под открытым небом, полеты на воздушных шарах, пляски танцующих дервишей и танцы живота, фабрика ковров, национальная кухня. Но что такое, собственно, Каппадокия?  В переводе с персидского это слово означает целых три: страна прекрасных лошадей.

Эта удивительная местность, не являющаяся административной единицей, находится в 513 километрах от Анталии. Стоит преодолеть горный хребет Тавр, заснеженные вершины которого имеют высоту более 2000 метров, и перед вами откроется необыкновенная картина: причудливые каменные столбы с остроконечными навершиями, похожими на грибы; обрывы, испещренные дверными и оконными проемами – они некогда были обитаемы; волнующиеся подобно морским волнам, но застывшие в камне предгорья...

Как нам объяснил Осман, Каппадокия отличается уникальной геологией. Дело было около 65 миллионов лет назад. Три вулкана, находящиеся на одинаковом расстоянии друг от друга, самый высокий из которых – Хасан, извергались с завидной периодичностью, заливая долину лавой и засыпая пеплом. Затем, когда вулканы потухли, начался период эрозий. Климат здесь резко-континентальный, разница между дневными и ночными температурами значительная, ветры дуют изо всех сил, вот и выдули из цельных скал целые колонии столбов различной формы и величины.

Нам предстояло рассматривать все это и удивляться, удивляться и удивляться. Добавьте к природным чудесам руко­творные  подземные города и подземные же церкви, украшенные не потускневшими за тысячелетие фресками и страшную жару в конце апреля. Боюсь, что в одном материале всего не расскажешь, так что готовьтесь  к продолжению.

Борода в шкатулке

Большая часть достопримечательностей Каппадокии расположена вокруг городка Ургюп, куда и лежал наш путь. Но по дороге мы останавливались в других интересных местах. Одно из них – город Конья, второй по величине в этом регионе после Анкары, с населением в два миллиона человек. Там соседствуют просторные проспекты, застроенные современными многоэтажками, и кривые улочки старого города.

Туристическим магнитом является музей-мавзолей выдающегося персидского поэта Джалаладдина Руми, умершего в 1273 году. Под куполом  цвета турецкой бирюзы в роскошном интерьере – парча и золотое шитье, решетки из чистого серебра – саркофаги древнего поэта и его семьи в окружении толп посетителей, среди которых, кроме иностранных туристов, и истово верующие мусульмане, и шумные местные школьники.

В отдельном здании выставлены старинные книги, музыкальные инструменты и прочие раритеты мусульманской старины. Особое место среди экспонатов занимает перламутровая шкатулка, в которой –  с ума сойти! – хранится фрагмент бороды самого пророка Мухаммеда. Что ж, пришлось поверить!

Как известно, прежде чем зайти в мечеть, нужно снять обувь, а женщины еще должны покрыть голову. Мы заходили в городскую мечеть в Манавгате, который находится между Анталией и Аланией. Там при входе установлены специальные полочки для обуви, а пол покрыт ковром поразительной чистоты. В мечети-музее, который ежедневно посещает тысяча человек, разуть всех невозможно. Поэтому там надевают синие бахилы, похожие на наши больничные.  

Именно тут, в Конья, мы услышали о танцующих дервишах и увидели их изображения. Эти люди в белых одеяниях в былые времена запросто общались с пророком Мухаммедом, декламируя стихи в его славу и исполняя особый танец в его честь. Но извините, я отвлеклась. Едем дальше.

Дети подземелья

Справа, то появляясь, то исчезая в жаркой дымке, замаячил огромный снежно-белый конус вулкана Хасан. По обе стороны дороги между современных отелей все чаще мелькали причудливые природные изваяния из песчаника, туфа и базальта. Приближалось сердце Каппадокии.

В VII веке жизнь в этой местности кипела большей частью под землей: здесь археологами найдено более ста подземных городов, где, по одной из версий, скрывались от религиозного преследования арабов первые христиане. Сколько всего таких городов до сих пор таится под землей, не знают даже археологи, но самый крупный  из известных – Деринкую – насчитывает восемь этажей, доступных для посещения.

Каппадокийский туф имеет важную и очень полезную для строительства особенность: после контакта с воздухом эта мягкая порода отвердевает, поэтому подземные города можно посещать без опаски, в отличие, скажем, от наших пещер в Пиуза, доступ в которые закрыт как раз из-за опасности обрушения.

Мы забрались в небольшой подземный город Саратлы, в котором было всего три этажа, но нам, честное слово, хватило: узкие проходы, где приходилось передвигаться боком, крутые ступеньки, забранные решетками для безопасности туристов люки – вентиляционные шахты. Древние строители-землекопы умудрились докопаться аж до грунтовых вод, так что недостатка в живительной влаге жители подземелий не испытывали.

Между прочим, есть версия, что все подземные сооружения в Каппадокии – дело рук, не смейтесь, представителей инопланетной цивилизации.

Продается... пещера

Древние жители Каппадокии не только забирались под землю: они селились и внутри каменных столбов, превращая их в дома. А места скоплений этих столбов напоминают гигантские муравейники. Вокруг некоторых из них вырастали более поздние поселения, и мы видели, как рядом с зияющими глазницами бывших окон стоят вполне себе человеческие дома. Некоторые проемы превращены в птичьи гнездовья.

Высшим шиком в Каппадокии считается квартира со всеми удобствами, которая находится в таком древнем столбе. Причем удобства, естественно, размещаются в современной пристройке. Стоят такие гибриды от недвижимости немало, а вот желающих жить в экстремальных условиях немного: объявлений о продаже пещер, находящихся, между прочим, как обычное жилье, в частной собственности, мы видели предостаточно.

Естественно, что с гор и холмов, из которых и состоит каппадокийский ландшафт, открываются потрясающие, какие-то абсолютно инопланетные виды. Это настоящий рай для фотографов.

Rocca al Mare на турецкий лад

В окрестностях другого каппадокийского городка – Гёреме – есть музей под открытым небом. И если в наш музей старые строения свозили со всей Эстонии, то там дело обстоит с точностью до наоборот: десяток подземных и выдолбленных в скале древнехристианских церквей и монастырей обнесли забором, снабдили пояснительной информацией и запретили фотографировать внутри, посадив в каждую церковь сторожа-турка сурового вида.

Выдолблены в туфе и расписаны эти церкви были в XI-XII веках, когда, по словам экскурсовода, первые христиане бежали сюда из Иерусалима. Это естественно: где подземные города, там и подземные церкви – с арками, колоннами и, разу­меется, с фресками, которые поразительно хорошо сохранились. Яркие природные краски совсем не выцвели и поражают сиянием красного и синего цветов.

В музее всегда очень многолюдно, присесть отдохнуть, да еще и в тишине, негде. Спасаться от палящего не по-апрельски солнца приходилось в открытых для посещения, малоинтересных, зато холодных, монастырских кладовых и трапезных.

***

Но на сегодня хватит. В одном из следующих номеров еженедельника я расскажу вам о турецких народных промыслах и культурных развлечениях в Каппадокии.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх