Марианна Тарасенко: мы услышали, услышьте и вы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марианна Тарасенко.
Марианна Тарасенко. Фото: Архив ДД

Действительно, для того, чтобы договориться, нужно разговаривать. И совершенно не обязательно, чтобы собеседник принял твою точку зрения: достаточно, чтобы он ее понял, равно как и причины, ее сформировавшие. Цель этого понимания – добиться если не уважительного,то хотя бы терпимого отношения к чужим взглядам, разумеется, если они не экстремистские. 

Любому нормальному русскому человеку уже давно понятно, что у эстонцев нет оснований нежно любить Советский Союз и его правопреемницу Россию. Это право эстонцев, и русские должны с ним считаться. В этом комментарии я не буду оперировать термином «русскоговорящие», поскольку принадлежу не к просто говорящим, а именно к русским, от лица которых (тоже, разумеется, не всех) и позволю себе высказаться.

Лаури Вахтре четко, грамотно и корректно представил точку зрения среднего эстонца на Вторую мировую войну, политику Сталина и прочее в том же ряду. Да, мы всё услышали и усвоили, причем довольно давно. И не важно, кто из нас сию точку зрения разделяет, а кто нет – это дело частное: главное, что она нам известна. Трудно влезть в чужую шкуру, но для того, чтобы поверить, что пляски под чужую дудку, не говоря уже о репрессиях, депортациях, арестах и расстрелах, остаются незаживающей раной в душах многих поколений, в чужую шкуру можно и не влезать – своей достаточно. Непонятно одно: какое ко всему этому отношение, «по логике эстонцев», имеет 9 мая, День победы?

Советские войска вступили в Таллинн 17 июня 1940 года, официально Эстония вошла в состав СССР 6 августа 1940 года. То есть Эстония была – если хотите – оккупирована за год до того, как была вовлечена во Вторую мировую войну. Если бы Германия не напала на СССР – не была бы вовлечена вовсе, но это уже из области альтернативной истории.

В реальности война не обошла Эстонию стороной, и кто там на что рассчитывал и на кого ставил, на Сталина или на Гитлера, – разговор отдельный, дело в другом: 24 ноября, день (хорошо, оставим слово «освобождение») выдворения немецких войск из Эстонии, знаменовавший для нее возвращение в неласковые объятья «отца народов», был отнюдь не началом, а всего лишь продолжением эстонского кошмара. А 9 мая, день полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии, лишь подтвердил этот печальный для «среднего эстонца» факт.

Пожалуйста, объявляйте траурными днями хоть 17 июня, хоть 6 августа, хоть весь промежуток между ними, но разговоры о нерадостной для Эстонии дате,

9 мая, – не что иное, как подтасовка и манипуляция общественным сознанием. Где поп и где приход? И поэтому единственной причиной подобного отношения со стороны эстонцев к важному для большинства из нас празднику многие русские считают мелочную вредность, желание ударить по больному. Ах, у вас есть святыни? А вот по ним-то мы и прогуляемся.

Г-н Вахтре пишет, что эстонцы, вкусившие всех прелестей сталинизма, были готовы просить помощи хоть у дьявола. Чем заканчиваются договоры с дьяволом, многократно описано в мировой классике, знакомы мы и с примерами из истории. Но договор – это одно, а рассчитывать, что удастся втихую использовать Гитлера в качестве инструмента для осуществления своих тайных планов – вообще за гранью здравого смысла. Поэтому если историки не хотят создать Эстонии имидж страны, мягко говоря, до крайней степени наив­ной, лучше такой аргумент больше не использовать. Ну было – и было, давно прошло.

А что касается знания того, «как мыслит и рассуждает другая сторона», то услышьте, наконец, и вы нас: мы не призываем всех своих сограждан присоединиться к нам, но 9 мая мы, русские, чтим память наших отцов и дедов, воевавших против фашизма и победивших его. И ничего такого против Эстонии, честное слово.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх