Шокирующий идиотизм против Победы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Семиотик 
Михаил Лотман и синяя белочка, из которой получился бы отличный символ 
«шокирующего идиотизма».
Семиотик Михаил Лотман и синяя белочка, из которой получился бы отличный символ «шокирующего идиотизма». Фото: Тайро Луттер

На этой неделе эстонские СМИ волновались по поводу Дня Победы, глупости властей и амбиций Осиновского, и о русских забыть уж точно не могли.

В Õhtuleht журналистка Катрин Луст спрашивает, не умалило ли ETV празднование Дня Победы в Таллинне: к Бронзовому солдату принесли цветы тысячи людей, между тем в фотогалерее на сайте телеканала размещены снимки, сделанные утром, когда у памятника почти никого не было. «Если вот так закрывать глаза на то, что происходит, мы расколем общество еще больше, – отмечает Луст. – Кому бы достало смелости отразить День Победы как есть, тем более, что все это происходит в столице и в таком масштабе?»

Либералы, русские и негры

Вряд ли это случайность. Как пишет в Postimees колумнист Ахто Лобьякас, власти пропагандируют понятие «коренной Эстонии», оттого мы имеем расколотое общество, в которое изначально запрограммирован потенциальный конфликт. Рассуждения о своих и чужих, понаехавших и невписавшихся, белых и цветных, весь этот, по словам автора, «шокирующий идиотизм» – это симптом нестабильности общества, страшащегося Путина и украинского сценария. Поэтому страх перед мигрантами, которых хочет поселить у нас ЕС, – это рябь на воде; на деле это страх перед местными русскими, на которых навешивают групповую вину за оккупацию.

По Лобьякасу, наша проблема – в отсутствии чувства хозяина: «Эстония и ее субъекты или постоянные жители – не одно и то же. Разрушился даже консенсус, который до конца прошлого десятилетия ставил русских граждан в один ряд с эстонцами». Виновны в этом реформис-ты, в последнюю избирательную кампанию делившие людей на «коренных жителей» и «понаехавших». Заклокотали низменные инстинкты – и «народное» подсознание стало поносить либералов, русских и негров. Такова «преступная стратегия этнического разделения эстонского общества», с которой пошла на выборы Партия реформ: мол, когда 80 процентов русских голосуют за центристов, они голосуют за Кремль. В итоге мы имеем раскол в обществе – ура, товарищи!

Эстония должна измениться, пишет Лобьякас. Должна измениться ее внешняя и внутренняя политика: нам надо учиться играть в сложные внешнеполитические шахматы а-ля Финляндия, нам нужно признать, что Эстония – мультикультурное общество и таковым останется, нам нужны русские политики и больше диалога. Президент, которого изберут в 2016-м, должен знать русский и финский языки, и выбирать его должны в том числе представители местных самоуправлений... Ах, мечты! Неужто Рыйвас и Ко легко расстанутся с электоратом, который пестовали с 2007 года с таким тщанием?

Сталин – король Вальгаллы

День Победы и его празднование в России комментировали многие. Квинтэссенция этих комментариев представлена в колонке писателя Андруса Кивиряхка в Eesti Päevaleht LP. Автор сообщает читателю, что «так как большей части свидетелей и очевидцев нет в живых, Великая Отечественная война стала сияющей легендой наподобие германской „Песни о Нибелунгах”. Превратившейся в героический эпос войне поются сегодня оды, а о настоящей трагедии не вспоминают. Забыты стыд и бедность, российские солдаты (и тем паче его полководцы, в том числе товарищ Сталин) стали непобедимыми Зигфридами, которые бесстрашно уничтожают мерзкое фашистское чудовище. Зигфрид согласен делать это снова и снова, странным образом празднуется победа над фашизмом, однако новые фашисты и бандеровцы возникают как грибы после дождя, они процветают в бывших братских респуб-ликах, прямо под дверью матушки России...»

Ну вот как – не вспоминают о трагедии? «Это праздник со слезами на глазах», в конце концов. Но что автору такие мелочи! Ему важнее привязать День Победы к Украине – мол, посмотрит юнец на парад, возмечтает о Вальгалле, куда попадают герои после смерти, и отправится воевать в Донбасс. «Песнь о Нибелунгах», пишет Кивиряхк, тут к месту: на ней была построена идеология Третьего рейха, и Путин теперь точно так же создает мифологию о Победе. Для него «война – не скорбное историческое событие, а ободряющая история успеха». «Настоящее угрюмо, будущее непрочно, а прошлое величественно. На нем и концентрируются». Увы, Кивиряхк написал колонку, ничего не зная про «бессмертный полк», который и есть ведь живое воплощение памяти павших.

Похожие параллели проводит и журналист Пеэтер Кальдре в Maaleht: «Внешняя и внутренняя политика РФ подозрительно напоминает поведение страны, над которой 70 лет назад была одержана победа. Путина часто сравнивают с Гитлером, российскую жажду реванша – с действиями Гитлера до войны... Устрашает и то, что в Эстонии уже привыкли обсуждать тему „что подкинет нам Россия”. Пару лет назад „мужики в бане” говорили о росте цен и местных политических скандалах, теперь они говорят о возможной войне. Просто какой-то театр абсурда». Возможно, но не играет ли в этом театре, пусть в эпизоде, и сам Кальдре?

Семиотик Михаил Лотман в Eesti Ekspress доказывает: «Из личного события, посвященного окончанию войны, в России сделали официальное и агрессивное театральное представление». Вот интересно, напишет Михаил Юрьевич что-нибудь эдакое про очередной военный парад в Эстонии? Это ведь тоже событие и официальное, и агрессивное – парады всегда агрессивны, таков разум военных, – а могло бы быть тихим личным воспоминанием о победе наших под Вынну. Лотман, конечно, прав в том, что официоз может убить смысл праздника, что Победа трагична (думается, это понимает каждый мыслящий человек). Вопрос в том, сможет ли Лотман сказать все то же самое про официоз своей страны – или его хватает только на критику соседских режимов?

Выпрямляя кривое зеркало

И все-таки нынешние оценки мягче тех, что порой публиковались в СМИ в прошлые годы. Например, в Eesti Päevaleht журналист Кристер Парис пишет: может показаться, что День Победы в РФ – это что-то плохое, в том же ряду, что «Кремль, противостояние, Крым», но это – картинка в кривом зеркале, не более. «Для обычного россиянина речь о великом празднике... Почтение к ветеранам искренне, оно идет от сердца. Все, что делают сегодня политики, не отменяет подвигов – часть их выдумана, но многие совершались из непритворного желания бороться со злом». Спасибо и на этом!

Eesti Päevaleht LP посвятил Второй мировой две трети номера, напечатав и интервью с военным историком Тоомасом Хийо, который – с достойным историка спокойствием – разъясняет очевидные вещи. Так почему Россия не поминает жертв Великой Отечественной – или, по крайней мере, акцент там делается не на жертвы, а на победу? «Нам, маленькому народу, не понять значения этой великой войны и этой великой победы, – отвечает Хийо. – Наши жертвы исчисляются десятками тысяч. Но в советской России и в Германии погибли тогда десятки миллионов людей. Когда жертв так много, у произошедшего должен быть какой-то смысл. Может быть, великая победа и символизирует этот смысл».

Кроме прочего, Хийо рассуждает о том, какой была бы Эстония, если бы СССР был в 1930-е спокойным пролетарским раем, а Германия не желала увеличить свой Lebensraum, жизненное пространство (заметьте, какая редкость: человек говорит про обе угрозы Эстонии, а не только про одну, советскую!). По мнению историка, рано или поздно здесь возникло бы мощное рабочее движение – сельское хозяйство, будучи разрозненным (никаких колхозов), прокормить население не смогло бы. Означает ли это, что Эстония была бы сейчас ужасной социалистической страной? Как знать!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх