Tere срочно необходимы 80 миллионов евро

Тынис Оя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

Производителю молока требуется 30 миллионов евро на рефинансирование старого  кредита и до 50 миллионов евро акционерного капитала.

Возглавляемый Оливером Крууда молочный концерн Tere изыскивает возможность для рефинансирования кредита в объеме 30 миллионов евро и параллельно предполагает вести переговоры с инвесторами на предмет увеличения акционерного капитала в пределах 50 миллионов евро. Согласно финансовому отчету Tere за прошлый год, предприятию необходимо привести в порядок свои финансовые дела еще в текущем квартале.

Специализирующийся на молочном производстве концерн опубликовал финансовый отчет за прошлый и позапрошлый год 12 мая. В своем отчете Tere утверждает, что в прошлом году получило прибыль в размере 1,4 миллиона евро; для сравнения: в 2013 году налицо был убыток в размере 22,76 миллиона.

Масштабные обязательства

Проблема Tere заключается в значительном кредитном бремени. В счет взятого восемь лет назад долгосрочного зай-

ма предприятию необходимо вернуть 28 миллионов евро. Крайним сроком погашения задолженности является 20 октября текущего года.

Всего объем краткосрочных обязательств предприятия составляет 50,3 миллиона, при оборотном имуществе только в шесть миллионов евро. В конце года краткосрочные обязательства концерна превзойдут его оборотное имущество на 44,2 миллиона евро.

Согласно планам Крууда, синдикатный кредит еще в нынешнем полугодии предполагается рефинансировать в форме 30-миллионного долгосрочного займа, половина из которого будет выплачена равными частями на протяжении периода от восьми до десяти лет, вторая половина будет подлежать возврату после завершения срока кредитования. Аудиторы не особо уверены в том, удастся ли прийти к соглашению с банками.

«На момент аудиторской проверки переговоры еще не были завершены, поэтому возникают сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность и выполнять обязательства», – таково довольно угрожающее заключение старших присяжных аудиторов эстонской аудиторской фирмы Ernst & Young Олесии Абрамовой и Рийны Алти.

Истоки этого так и норовящего скиснуть кредита уходят в период годичной давности, когда Оливер Крууда совместно с Хейно Приймяги и Ааре Аннусом являлся мажоритарным владельцем специализирующегося на производстве сладостей биржевого предприятия Kalev и возникшего на основе Tallinna Piimatööstus предприятия Tere.

20 сентября 2007 года случилась сенсация: Крууда продает Kalev и его дочерние предприятия, а также контролируемую Tere и принадлежащим ему акционерным обществом Rubla фирму Meieri инвестиционному фонду Alta Capital, собственником которого является известный инвестиционный банкир Индрек Рахумаа.

Сам Крууда пожелал сосредоточиться на СМИ и недвижимости. В те времена Рахумаа был восходящей звездой переживавшего период бума инвестиционного банкинга, Äripäev назвал его бизнесменом года. По оценке экономического издания, стоимость имущества Рахумаа за два года выросла в 17 раз, достигнув отметки в 814 миллионов крон (48 миллионов евро). Ранее Рахумаа приобрел несколько предприятий пищевой промышленности в странах Балтии и Польше, а в начале 2007 года он стал собственником специализирующегося на одежде предприятия РТА (ныне Silvano FG).

«Нашей целью является превращение в одного из ведущих в регионе производителей продуктов питания, а также в одну из ведущих сетей розничной торговли предметами гардероба», – заявил тогда Рахумаа.

Общественность поставили в известность о крупной сделке в сугубо круудавском стиле. Дело в том, что в тот самый день в Пайде проходило очередное собрание акционеров предприятия Kalev, где изначально в повестке дня значились вполне заурядные вопросы: утверждение финансового отчета, распределение прибыли и утверждение аудитора.

В ходе собрания избранный ведущим собрания присяжный адвокат из адвокатского бюро Teder, Glikman & Partnerid Индрек Тедер предложил внести в повестку дня пункты, разрешающие отчуждать дочерние предприятия Kalev и приобретать акции предприятия.

Покупатель сбил цену

Собравшаяся в Пайде горстка акционеров единогласно одобрила решение, затем Крууда помчался в Таллинн на пресс-конференцию, где вместе с Яанусом Рахумаа известил общественность о заключенной сделке.

«Мы гордимся тем, что Kalev не был продан куда-то там в Португалию или в Мексику, – заявил на пресс-конференции Крууда. – Сегодня я вижу, что новым эстонским владельцам хватает энергии и ответственности, чтобы продолжать развивать эти уважаемые предприятия».

В ожидании обещанных Рахумаа финансовых средств Крууда тут же взялся за дело. Спустя четыре дня принадлежащее ему акционерное общество Rubla предложило малым акционерам предприятия Kalev перекупить их акции по цене 29 крон (1,85 евро), что на 70 процентов превышало тогдашний биржевой курс этих ценных бумаг. Поначалу Финансовая инспекция не утвердила проект перекупки, поскольку заподозрила, что Rubla может не обладать необходимыми для этого средствами. Позже проект все же был утвержден, и сделка первое время выглядела вполне гладкой, особенно после того, как Alta Capital сделал в феврале 2008 года предоплату – шесть миллионов евро. Но затем произошел сбой, и к обещанному сроку 31 мая 2008 года Alta оставшуюся сумму не внес.

Рахумаа объяснил срыв выплаты внезапным ухудшением ситуации на финансовых рынках и попытался выторговать у Крууда более низкую цену, однако Крууда не согласился. Помимо выкупа акций принявших его предложение малых акционеров предприятия Kalev, Крууда агрессивно развивал свою медиаимперию, а Рахумаа выбил у него почву из-под ног.

Однако Крууда не стал долго зализывать раны, он сконцентрировал принадлежавшие ему предприятия молочной промышленности в акционерное общество Tere. С этой целью в октябре 2008 года, когда мир уже был охвачен крупнейшим за почти столетие финансовым кризисом, тогдашнее дочернее предприятие «Калева» фирма Kalev Paide Tootmine взяло у банка Nordea и DnB Nord (ныне DND) гигантский кредит на сумму в 45,6 миллиона евро. Более половины суммы этого кредита Tere пока не выплатило.

24 ноября того же года входящее в состав группы Alta Capital предприятие Alta Foods направило в Стокгольм-

ский арбитраж ходатайство о возвращении ему выплаченных в виде предоплаты шести миллионов евро. В тот же самый день Харьюский уездный суд арестовал в качестве залога выставленные на продажу акции Kalev.

По словам Крууда, Рахумаа нарушил их джентльменское соглашение о том, что обращений в суд не последует. Арбитраж признал правоту Рахумаа и обязал Крууда (точнее Kalev, который за это время сменил свое коммерческое название на Luterma) вернуть эти средства. Вместе с пени сумма требования составила более шести с половиной миллионов евро.

Имущество взято под залог

Поскольку Крууда счел, что в свое время Alta Foods нарушило договор, в 2009 году предприятие Luterma обжаловало решение арбитража в Таллиннском окружном суде.

История с продажей Kalev и Tere в определенной степени начала близиться к завершению весной 2010 года, когда Крууда сумел продать предприятие по производству конфет финскому дочернему предприятию норвежского концерна Orkla фирме Felix Abba.

В начале 2011 года Крууда вывел Tere из состава Luterma. С этого времени акции предприятия находятся на клиентском счете банка Nordea. Все иму­щество Tere и акции заложены в качестве гарантии кредита, вдобавок заложены также и торговые знаки Dr. Hellus, Mere­vaik, Kohuke, Mummu и Tere.

Банкротство предприятия Luterma было объявлено в апреле 2011 года. Его дочерняя фирма Kalev Meedia (в дальнейшем названное Via Concept) обанкротилось еще весной 2009 года, а специализировавшаяся на недвижимости фирма Kalev Rec стала банкротом в декабре 2013 года. Не смогло избежать банкротства и Alta Capital Foods. Предприятие по производству женского белья Silvano в начале 2010 года перешло в руки Тоомаса Тооля.

Последний финансовый отчет Alta Capital посвящен 2010 году, после этого из коммерческого регистра ему направили предупреждение об исключении. Оливер Крууда и Tere оставили без ответа просьбу Postimees прокомментировать ситуацию.

Автор статьи являлся осенью 2007 года малым акционером предприятия Kalev и принял предложение о продаже акций.

Сомнительная инвестиция

Одно из замечаний проводивших аудит акционерного общества Tere присяжных аудиторов Олеси Абрамовой и Рийны Алти касается двух ассоциированных предприятий, участие Tere в которых составляет 25 процентов. «В отчете о финансовом состоянии предприятия на 31 декабря 2014 года отражены инвестиции в ассоциированное предприятие на общую сумму 1 341 000 евро, а также требования по кредитам и процентным ставкам в размере 639 139 евро», – пишут аудиторы.

«Обеспечивающая покрытие инвестиций в ассоциированное предприятие стоимость и поступления по требованиям зависят от финансовых потоков по проектам развития предприятия, относительно которых у нас отсутствуют необходимые данные, которые позволяли бы судить об адекватности сделанных руководством оценок», – добавляют аудиторы.

Замечания аудиторов касаются ассоциированных предприятий Tere: фирм Kiosk 24 и Köök24. В написанном на пяти листах отчете руководителя предприятия Оливера Крууда этим фирмам посвящается почти целая страница.

Согласно отчету, Kiosk 24 предлагает юридическим лицам среду для общения, а Köök24 – всевозможные рецепты. Согласно отчету о финансовой деятельности приложение Köök24 было доступно потребителям более года, приложение за этот период скачали свыше 27 000 человек.

Однако, согласно данным коммерческого регистра, оба предприятия были основаны лишь в предпоследний день прошлого года, то есть 30 декабря 2014 года. Как уже было сказано, на следующий день Tere сделало в данное предприятие инвестицию в размере 1,3 миллиона евро.

В коммерческом регистре в качестве адреса обоих предприятий значится улица Яама, 20 в городе Пыльва, 75 процентов обоих предприятий принадлежат товариществу с ограниченной ответственностью Dairy Trading House, единственным членом правления которого значится адвокат Андрес Аавик.

В качестве акционера Dairy Trading House значится расчетный счет представителей банка Nordea, а единственным членом правления является Рейн Лепассон. Обычно предприятия владеют своей долей акций через расчетные счета банковских представителей в тех случаях, когда они по каким-либо причинам не же­лают разглашать имена подлинных акционеров.

Комментарии
Copy
Наверх